Если в основании государства лежит главным образом национальный союз, то такое государство не может уже быть союзом сословий: люди, соединившиеся в государство только ради своего национального единства, не могут разделиться на классы, совершенно чуждые друг другу (как то было в феодальной Западной Европе).
Далее, население однородного этнографического состава не может допустить такого отчуждения сословий друг от друга, как например, в Литовско-Русском государстве (где высший класс усвоил польскую национальность, города наполнились пришельцами: немцами, армянами и особенно евреями; сельское население удержало русскую или литовскую национальность).
Наконец, государство безусловно монархическое (самодержавное), каким было Московское, не допускало развития сословных прав в ущерб общегосударственным. Несмотря на сильное неравенство состояний, Московское государство есть государство бессословное.
Население его разделяется на классы, которые начали формироваться в 1-м периоде, но под влиянием новой самодержавной идеи государства. Различие их исходило не из прав, а обязанностей в отношении к государству: одни служат государству лично, другие – уплатой денег в пользу его.
Отсюда два класса населения в государстве: служилый и тяглый, каждый из которых подразделяется на несколько разрядов, соединяющих оба класса неуловимыми оттенками.