Содержание сделки

Каждая сделка заключает в себе, во 1, такие элементы, без которых она не может существовать, и, во 2, такие, которые обыкновенно предполагаются. Сверх того, в ней могут быть еще и другие элементы, установленные волею заинтересованных лиц. Первые называются существенными (essentialia negotii), вторые – естественными (naturalia), третьи – побочными или случайными (accidentalia).

Положим, напр., что А. покупает у Б. дом за 20 тысяч, с тем чтобы продавец имел право бесплатно жить в доме до самой своей смерти. В этой сделке существенными элементами являются соглашение сторон, означение предмета купли и определение цены, так как без этого не будет договора купли; естественными – немедленная уплата цены и передача покупателю купчей крепости; побочным – условие о предоставлении продавцу бесплатной квартиры.

Существенные элементы не подлежат изменению по воле контрагентов; естественные предполагаются сами собою, хотя могут быть изменяемы, а побочные только тогда принимаются во внимание, когда специально оговорены.

Среди побочных условий наиболее важное значение имеют: условие, срок и возложение обязанности.

Условие (conditio)[1]. В обыденной речи под условием понимают, во 1, всякое определение, вносимое договаривающимися сторонами в сделку (напр., А. купил дом на таких-то условиях), а во 2, даже самую сделку (А. заключил с Б. условие об издании сочинения).

Но в специальном смысле условием называется такое определение в юридической сделке, по которому наступление или прекращение ее юридических последствий ставится в зависимость от наступления или ненаступления какого-либо сомнительного обстоятельства. Напр., условием будет следующее постановление в завещании: наследство переходит к известному лицу, если это лицо оставит военную службу.

Отличительные признаки условия следующие:

1) Условие представляет собой определение, внесенное в сделку. Отсюда следует, что всякие иные обстоятельства, от которых зависит существование сделки, не принадлежат к числу условий. Так, напр., для действительности договора необходима дееспособность сторон; для исполнения завещания – смерть наследодателя; для вступления в брак – определенный возраст.

Но если подобные обстоятельства внесены в сделку, то они называются обыкновенно подразумеваемыми или законными условиями (conditiones tacitae vel juris), так как сами собой разумеются. По общему правилу, сделка с таким условием считается простой, а не условной.

2) Условие влияет на юридические последствия сделки. Вследствие этого сделка находится в нерешительном состоянии до тех пор, пока не будет исполнено условие.

3) Предметом условия служит неизвестное обстоятельство, т.е. такой факт, относительно которого нельзя наперед сказать, произойдет ли он или нет. Однако в сделку может быть включено и такое обстоятельство, которое непременно должно наступить. Подобное условие, называемое обыкновенно необходимым, представляет в сущности вовсе не условие, а срок.

Положим, в договоре сказано, что данная вещь должна быть возвращена собственнику, если приобретатель когда-либо умрет. Так как наступление смерти – факт необходимый, то ясно, что договор не обусловливается, а только отсрочивается до известного, хотя и не определенного точной цифрой, момента.

4) Обстоятельство, выраженное в условии, должно относиться к будущему, так как уже наступившее или наступающее не может быть сомнительным. Исключение составляют те случаи, когда лицо находится в неизвестности относительно прошлого или настоящего события. Но это исключение кажущееся.

На самом деле и здесь имеется в виду будущее обстоятельство, но только иного рода, именно не совершение факта, а приобретение сведений о его совершении или несовершении. Так, напр., в завещании сказано, что имущество переходит к А., если у беременной жены завещателя родится девочка. Здесь условием является будущее обстоятельство – рождение ребенка.

Но положим, что завещание составлено иначе: имущество переходит к А., если у жены завещателя, находящейся в Америке и уже несомненно разрешившейся от бремени, родилась девочка. Рождение ребенка уже совершилось: оно – прошедший факт. Однако исход его неизвестен в данной местности.

Следовательно, в этом случае условием служит не сам факт, а осведомление о нем; не объективная, а субъективная неизвестность события[2]. Вследствие этого второе завещание правильнее было бы составить так: имущество переходит к А., если будут получены достоверные известия, что жена завещателя родила девочку.

5) Условие должно быть выполнимо, т.е. физически и юридически возможно. В противном случае, когда заранее известно, что условие не осуществится, сделка не будет в нерешительном состоянии.

Виды условий. Условие называется положительным, если оно состоит в наступлении известного обстоятельства (напр., смерти, брака и пр.), и отрицательным, если в ненаступлении его (напр., невыезде из определенного города, непоступлении в военную службу и т.п.).

Далее условие бывает произвольным или потестативным, если наступление данного обстоятельства зависит от воли договаривающегося лица (напр., выезд, женитьба), случайным, если это наступление зависит от сил и законов природы (напр., смерть) или от воли постороннего лица, и смешанным, если находится отчасти в зависимости от воли заинтересованного лица, отчасти же от других обстоятельств (напр., женитьба предполагает согласие невесты и ее родителей).

Наконец, условия разделяются на отлагательные, или суспензивные, когда наступление юридических последствий сделки откладывается до осуществления данного обстоятельства, и разрешительные, или резолютивные, когда сделка перестает существовать в момент наступления этого обстоятельства.

Влияние отлагательного условия. Сделка, имеющая отлагательное условие, считается вполне совершившейся только с момента наступления этого условия. До того времени она находится в неопределенном положении; она уже существует, но юридические последствия ее отложены на неопределенное время и поставлены в зависимость от будущего обстоятельства. Положим, напр., что кто-либо обязуется купить у другого пару лошадей, если тот наймет в его доме квартиру.

Пока это условие не исполнено, до тех пор право собственности на лошадей и право пользования квартирой остаются за прежними собственниками; однако оба контрагента уже связаны договором; они не смеют распоряжаться по своему произволу лошадьми и квартирой, а должны сохранять их на случай исполнения условия. Если один из них нарушит договор, т.е. продаст лошадей или отдаст квартиру постороннему лицу, то другой может предъявить к нему иск об убытках за неисполнение договора.

Нерешительное состояние сделки прекращается в тот момент, когда условие исполнится или не исполнится.

Положительное условие исполняется, если наступает выраженный в нем факт (напр., смерть, брак и пр.), и не исполняется, если это наступление делается невозможным (напр., если умирает та особа, на которой в силу условия должно было жениться данное лицо).

Отрицательное условие считается исполнившимся, если то обстоятельство, которое не должно наступить, не наступило или сделалось невозможным, и не исполнившимся, если оно наступило.

Римское право в некоторых случаях устанавливало фикцию исполнения, т.е. считало неосуществившееся условие – при известных обстоятельствах – осуществившимся. Так, во всех юридических сделках условие признавалось наступившим, если лицо, заинтересованное в неисполнении его, умышленно препятствовало исполнению.

Равным образом в сделках на случай смерти такая же фикция применялась к смешанным условиям, если третье лицо, которое должно участвовать в исполнении, отказывалось от этого. Таким образом, напр., по римскому праву выраженное в завещании условие вступить в брак с известной особой считалось выполненным, если эта особа или ее родители не соглашались на брак.

Неисполнение условия выводит сделку из нерешительного состояния и уничтожает ее со всеми ее последствиями. Наоборот, исполнение условия дает полную силу сделке и влечет за собой наступление ее юридических последствий.

Но, спрашивается, считать ли последствия сделки наступившими в момент исполнения условия или рассматривать их так, как будто они наступили при самом заключении сделки? Другими словами, имеет ли исполнение условия обратное действие?

По этому вопросу в литературе господствует разногласие. Большинство писателей дают утвердительный ответ, говоря, что так как воля была выражена и существовала до наступления условия, то и юридические последствия сделки должны быть считаемы возникшими при заключении сделки.

Другие авторы (Карлова, Барон) держатся противоположного взгляда, и вполне справедливо. Условия ведь для того и ставятся, чтобы последствия сделки наступали не в момент ее заключения, а в момент осуществления условия. Кроме того, давать условию обратное действие – значит уничтожать и переделывать целый ряд правоотношений, которые, быть может, возникли в промежуток между заключением сделки и наступлением условия. Однако из этого общего правила делаются в некоторых случаях исключения.

Действие разрешительного условия противоположно действию отлагательного. Пока оно не исполнилось, до тех пор сделка находится в полной силе. От условия зависит только будущая судьба сделки, т.е. продолжение или прекращение ее существования.

Если условие не исполнится или, иначе, если наступление его станет невозможным, то сделка становится безусловной и продолжает существовать. Наоборот, когда условие исполнится, сделка со всеми своими последствиями прекращается. В этом случае снова возникает вопрос об обратном действии исполнившегося условия: и в этом случае он должен быть решен в отрицательном смысле по тем же соображениям, какие имеют силу для отлагательного.

Недопустимость условий. Не во всякой сделке можно устанавливать условия. Так, напр., кто принимает наследство или отказывается от него, тот должен выразить свое желание категорически, не прибавляя каких-либо условий. Равным образом не допускают условий те сделки, последствия которых не могут быть уничтожены по воле частных лиц (напр., брак, узаконение, усыновление, назначение опекуна). Кто женится, узаконяет или усыновляет ребенка, тот не может ставить условий, от исполнения или неисполнения которых зависело бы уничтожение этих сделок.

Срок (dies). Подобно условию, срок представляет собой побочное определение в сделке, откладывающее осуществление или прекращение ее юридических последствий до наступления какого-либо события. Но в то время как предметом условия служит сомнительное событие, которое может наступить или не наступить, срок всегда имеет в виду вполне достоверное обстоятельство. Вследствие этого судьба срочной сделки известна заранее.

Срок может быть начальным и конечным. Первый соответствует отлагательному условию и служит моментом, с которого должны наступить юридические последствия сделки. Напр., я нанимаю квартиру, но не с нынешнего дня, а с 1 сентября: наем состоялся, но юридические последствия его отложены до известного срока. Конечный срок, подобно разрешительному условию, является предметом существования сделки. Напр., если я нанял квартиру до 1 января, то в этот день прекращается договор найма.

Срок может быть выражен или точной цифрой (12 октября, 22 сентября), или каким-нибудь будущим событием (напр., наступлением сенокоса, смертью), но во всяком случае это событие должно быть достоверным, так как, при сомнительности его, будет не срок, а условие. Если, напр., кто-нибудь отдаст другому квартиру до его женитьбы, то это будет условная сделка, так как заранее неизвестно, состоится ли брак или нет. Если же дом отдан пожизненно, то сделка будет срочной, так как смерть – событие неизбежное и несомненное.

Допустимость сроков. Сделки, не допускающие условий, не допускают и сроков. Нельзя, напр., вступить в брак или усыновить кого-нибудь на определенное время. С другой стороны, существуют сделки, требующие определения срока и даже не могущие простираться долее известного периода времени (напр., у нас запрещено совершать договор личного найма на срок свыше пяти лет, Х, 2214).

Возложение обязанности (modus, Aüflage) есть такое определение в безмездной сделке, которым одно лицо, доставляя выгоду другому, обязывает его совершить какое-либо действие. Напр., в завещании постановлено, что имущество переходит к такому-то лицу, с тем чтобы это лицо соорудило наследодателю памятник в течение года после его смерти.

Отличительные признаки возложения обязанности заключаются в следующем.

1) Оно может быть внесено только в безмездную сделку, так как возмездная сделка само собой предполагает совершение известных действий обеими сторонами.

2) Лицо, получившее выгоду от сделки, обязано совершить определенное действие; в противном случае сделка будет уничтожена.

3) Действие, составляющее предмет обязанности, должно быть: во 1) физически возможным, во 2) не запрещенным законом. В противном случае исполнение его необязательно.

4) Исполнение возложенной обязанности может быть вынуждаемо. Следит за этим либо сам контрагент, либо его наследники, либо другие назначенные им лица (душеприказчики, опекуны).

Действие, производимое возложением обязанности, состоит в следующем. Сделка становится действительной с самого момента ее заключения, причем лицо, приобретшее право, может осуществлять его, представив обеспечение в том, что исполнит возложенную на него обязанность. Если же эта обязанность не будет исполнена, то сделка уничтожается по требованию управомоченного лица.

Таким образом, возложение обязанности весьма походит на условие. Чтобы безошибочно отличать их одно от другого, следует принимать во внимание смысл всей сделки и намерение сторон. В случае сомнения надо предполагать, что стороны имели в виду возложение обязанности (praesumtio modi), согласно правилу “сделки должны быть толкуемы в наименее строгом смысле” ввиду того, что возложение обязанности мень-ше ограничивает юридические последствия сделки.

Таково выработанное теорией на основании римского права и принятое иностранными кодексами учение о трех видах побочных определений в сделках. Впрочем, по некоторым детальным вопросам между кодексами замечается такое же разногласие, какое существует в теории. Так, напр., по саксонскому уложению (ст. 112) исполнение отлагательного имеет обратное действие, а по проекту германского (128) – не имеет.

Наше законодательство не только содержит в себе крайне скудные постановления по рассматриваемому вопросу, но не проводит с достаточной ясностью различия между условием, сроком и возложением обязанности, давая всем трем название “условий”. Статья 1530 Х т. дозволяет договаривающимся сторонам “включать в договор по обоюдному соглашению всякие условия, законом не противные, как-то условия о сроке, о платеже, о неустойке, об обеспечениях и тому подобные”; ст. 1425 и 1428, п. 3, повторяют то же самое относительно купчих крепостей, а ст. 63 нотар. пол. предписывает нотариусам наблюдать, чтобы в условиях, вносимых в крепостные акты, “не было допускаемо распоряжений противозаконных, речей, ничего не значащих и ябеднических вымыслов”, а также “предостерегать людей простых от таких распоряжений, которые впоследствии могли бы служить к их ущербу”.

Из этих постановлений видно, что при заключении договора стороны вправе вносить в него определения об условиях, сроке и возложении обязанности, с тем только, чтобы они не были противозаконны. Что касается других сделок, то закон упоминает только о пожаловании и дарении. Пожалование земель и угодий Высочайшим Указом может быть производимо под условием населения или сооружения хозяйственных заведений (Х, 937, 938).

Если такое условие будет исполнено, то владелец получает полное право собственности на имение; если же не будет исполнено, то имение отбирается от него (Х, 939). Точно так же дарение дозволяется делать “на таких условиях об образе пользования и управления даримым имуществом, какие даритель за благо признает, лишь бы только эти условия не были противны законам” (Х, 975). Если условие не исполнено получившим дар, то дар возвращается дарителю (Х, 976).

Хотя и при пожаловании, и при дарении закон употребляет термин “условие”, однако из подчеркнутых выражений видно, что речь идет о возложении обязанности: тот, кто получает имущество путем пожалования или дарения, обязан совершить известное действие, иначе он лишается имущества.

Вот и все, что имеется в наших законах по разбираемому вопросу. Таким образом, весьма важный отдел безмездных сделок, чаще всего заключающий в себе условия и возложения обязанностей, именно духовные завещания, совершенно упущен из виду. Тем не менее из общего определения ст. 1010 (“завещание есть законное объявление воли владельца об его имуществе, на случай его смерти”), а также из ст. 1029 (“если в завещании допущены распоряжения, законам противные, то сии распоряжения суть недействительны; но при том все другие распоряжения, законам не противные, остаются в силе”) несомненно следует, что завещатель вправе установлять условия, сроки и возлагать на наследников обязанности, лишь бы только все такие распоряжения не противоречили закону (69/816, 1334; 71/643, 873; 76/460; 75322; 82/63; 79/27, 78 и др.).

Ввиду краткости постановлений нашего законодательства многие важные вопросы, обойденные в нем молчанием (напр., о влиянии условий на сделку, об обратном действии исполнения условия и пр.), приходится решать на основании фактических обстоятельств каждого данного случая путем толкования сделок.


[1] Казанский. О значении условий в юрид. сделках (“Юрид. Вест.”, 1881, N 8); Wendt. Die Lehre vom bedingten Rechtsgeschäft, 1872; Adickes. Zur Lehre von den Bedingungen, 1876.

[2] Римское право, по господствующему в литературе воззрению, требовало, чтобы событие, составляющее предмет условия, было объективно неизвестно, т.е. непременно относилось к будущему.

Евгений Васьковский https://ru.wikipedia.org/wiki/Васьковский,_Евгений_Владимирович

Русский и польский цивилист и процессуалист, адвокат и судья.

You May Also Like

More From Author