Законодательные дополнения и изменения судебных уставов

Таков был поступательный, крайне медленный ход судебной реформы. За это время сами судебные уставы успели подвергнуться значительным дополнениям и даже изменениям их позднейшими законами. Важнейшие из этих новелл суть:

временные правила 15 марта 1866 г. о внутреннем распорядке в судебных установлениях, заменившие общий наказ по судебному ведомству до закона 20 мая 1885 г.;

закон 12 декабря 1866 г. о порядке судопроизводства по делам о преступлениях печати;

законы 1 июня 1868 г., 10/22 июня 1877 г. и 12 мая 1881 г. о кассационном залоге и об изменениях в организации кассационного суда;

закон 4 июня 1869 г., предоставивший лицам высших чинов или занимающим высшие должности право требовать допроса их не в заседании суда, а на месте жительства;

закон 11 мая 1870 г. (1 ноября 1875 г.) о назначении особых судебных следователей для производства следствий по важнейшим и по особо важным (политическим) делам;

закон 19 мая 1871 г. о порядке действия чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений;

правила 1871 г. о судебной отчетности по делам уголовным;

закон 7 июня 1872 г. об изменении порядка судопроизводства по делам о преступлениях государственных, для суждения которых образовано особое присутствие Сената; в свою очередь, этот закон изменялся как в смысле дальнейшего уклонения от общей нормы производства дел такого рода, подчинением их военному суду, — многочисленные постановления этого направления сведены к одному месту в положении 4 сентября 1881 г. о государственной охране, — так, наоборот, и в смысле приближения к прежнему порядку ведомства судебных палат с сословными представителями (закон 1882 г.);

закон 25 мая 1874 г. о частных поверенных;

законы 5 декабря 1874 г. и 11 октября 1889 г., высказавшиеся против открытия советов присяжных поверенных в местностях, где они еще не были открыты;

закон 9 мая 1878 г. о временном изменении подсудности по делам о некоторых преступлениях против управления, изъятых из ведения присяжных заседателей и переданных в судебные палаты с участием сословных представителей; на местности, где присяжные заседатели не введены, сила этого закона не распространяется;

закон 26 мая 1881 г. об отмене публичного исполнения смертной казни, которым дано дальнейшее развитие мысли, положенной еще в основание закона 6 октября 1878 г. об отмене обряда публичной казни;

закон 27 апреля 1882 г. об изменении порядка освидетельствования умственных способностей обвиняемых;

законы 3 мая 1883 г. о порядке прекращения следствий по некоторым уголовным делам и 1 мая 1884 г. о порядке прекращения дознаний полицией;

законы 12 июня 1884 г., 28 апреля 1887 г. и 3 декабря 1890 г., существенно изменившие прежние права об отводе присяжных заседателей и о составлении списков их;

закон 7 мая 1885 г., изменивший правила о перенесении уголовных дел из одного округа в другой;

закон 20 мая 1885 г. о порядке издания общего наказа и о дисциплинарной ответственности чинов судебного ведомства, создавший в составе Сената высшее дисциплинарное присутствие; он поколебал судейскую несменяемость, расширив власть министра юстиции и несудебного дисциплинарного разбора;

закон 3 июня 1885 г., вводящий эмеритуру[1] в судебном ведомстве;

закон 15 мая 1886 г., изменивший прежние правила о постановке вопросов присяжным заседателям;

закон 8 декабря 1886 г., отменивший изъявление неудовольствия по делам мировой юрисдикции;

закон 12 февраля 1887 г., изменивший постановления устава о гласности судебного разбора;

законы 14 февраля 1887 г. и 15 февраля 1888 г., дающие более широкое развитие заочному разбирательству, допуская его и по менее важным делам в общих судебных местах;

закон 7 июля 1889 г., направленный к значительному сокращению ведомства присяжных заседателей; им, между прочим, все дела о служебных преступлениях должностных лиц передаются судебным палатам или Сенату с участием сословных представителей;

закон 12 июля 1889 г. и состоявшиеся в развитие его правила 29 декабря 1889 г. (с дополнениями их законом 8 июня 1891 г.), наиболее глубоко поколебавшие основные начала судебных уставов, разрушив мировую юстицию и создав на ее месте судебно-административные установления, поставленные вне всякой связи с общей судебной системой государства;

закон 21 мая 1891 г., изменивший порядок примирительного разбирательства;

закон 24 декабря 1891 г., давший новую организацию кандидатуре на судебные должности;

закон 28 января 1892 г., предписавший непременное извещение сторон о разбирательстве их дел апелляционной инстанцией;

наконец, закон 1894 г., изменивший порядок приведения присяжных заседателей к присяге и разъяснения им их прав и обязанностей.

Этими узаконениями, в разное время и по разным побуждениям состоявшимися, между собой не согласованными, введена значительная пестрота в картину нашего процессуального законодательства.

Между тем на общие нужды нашего процесса, выяснившиеся уже вскоре после издания судебных уставов и частью намеченные составителями их, именно на составление общего наказа судебным местам, необходимость улучшения следственной части, упорядочения процессуальных прав потерпевших вообще и гражданского истца в частности, защиты, частного обжалования и др., приведенные узаконения никакого ответа не давали.

Объединение законодательства и удовлетворение насущных потребностей сторон стало настоятельной потребностью. Для разрешения ее при Министерстве юстиции образована была в 1894 г. особая комиссия, которая поставила себе задачей пересмотр всего судебного законодательства. Свою деятельность она закончила в 1899 г.

К участию в разных ее отделах привлекались многочисленные представители теории и практики, и труд, ею затраченный, был поистине огромный. Все части судебного законодательства были пересмотрены, причем кроме указаний опыта комиссия широко пользовалась и положениями доктрины права.

К сожалению, однако, комиссия чересчур робко отнеслась как к законоположениям 1889 г., которыми подорвано единство судебной системы, так и к другим судебным новеллам, ставшим вразрез с коренными началами уставов и объяснявшимся лишь временными обстоятельствами, но в проекте комиссии их временный характер сменялся постоянным правилом.

Этих отрицательных сторон не могут искупить и ценные изменения деталей законодательства, предположенные комиссией по разным отделам процесса. Ими не оправдывается то полное упразднение кодексов 20 ноября, которое предположено комиссией 1894—1899 гг., заменяющей их совершенно новыми кодексами.


[1] Эмеритура (от лат. emeritus — заслуженный) — специальная пенсия уволенным в отставку государственным служащим из сумм эмеритальной кассы, средства которой составлялись из обязательных отчислений из жалованья государственных служащих.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author