Таков был поступательный, крайне медленный ход судебной реформы. За это время сами судебные уставы успели подвергнуться значительным дополнениям и даже изменениям их позднейшими законами. Важнейшие из этих новелл суть:
временные правила 15 марта 1866 г. о внутреннем распорядке в судебных установлениях, заменившие общий наказ по судебному ведомству до закона 20 мая 1885 г.;
закон 12 декабря 1866 г. о порядке судопроизводства по делам о преступлениях печати;
законы 1 июня 1868 г., 10/22 июня 1877 г. и 12 мая 1881 г. о кассационном залоге и об изменениях в организации кассационного суда;
закон 4 июня 1869 г., предоставивший лицам высших чинов или занимающим высшие должности право требовать допроса их не в заседании суда, а на месте жительства;
закон 11 мая 1870 г. (1 ноября 1875 г.) о назначении особых судебных следователей для производства следствий по важнейшим и по особо важным (политическим) делам;
закон 19 мая 1871 г. о порядке действия чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений;
правила 1871 г. о судебной отчетности по делам уголовным;
закон 7 июня 1872 г. об изменении порядка судопроизводства по делам о преступлениях государственных, для суждения которых образовано особое присутствие Сената; в свою очередь, этот закон изменялся как в смысле дальнейшего уклонения от общей нормы производства дел такого рода, подчинением их военному суду, — многочисленные постановления этого направления сведены к одному месту в положении 4 сентября 1881 г. о государственной охране, — так, наоборот, и в смысле приближения к прежнему порядку ведомства судебных палат с сословными представителями (закон 1882 г.);
закон 25 мая 1874 г. о частных поверенных;
законы 5 декабря 1874 г. и 11 октября 1889 г., высказавшиеся против открытия советов присяжных поверенных в местностях, где они еще не были открыты;
закон 9 мая 1878 г. о временном изменении подсудности по делам о некоторых преступлениях против управления, изъятых из ведения присяжных заседателей и переданных в судебные палаты с участием сословных представителей; на местности, где присяжные заседатели не введены, сила этого закона не распространяется;
закон 26 мая 1881 г. об отмене публичного исполнения смертной казни, которым дано дальнейшее развитие мысли, положенной еще в основание закона 6 октября 1878 г. об отмене обряда публичной казни;
закон 27 апреля 1882 г. об изменении порядка освидетельствования умственных способностей обвиняемых;
законы 3 мая 1883 г. о порядке прекращения следствий по некоторым уголовным делам и 1 мая 1884 г. о порядке прекращения дознаний полицией;
законы 12 июня 1884 г., 28 апреля 1887 г. и 3 декабря 1890 г., существенно изменившие прежние права об отводе присяжных заседателей и о составлении списков их;
закон 7 мая 1885 г., изменивший правила о перенесении уголовных дел из одного округа в другой;
закон 20 мая 1885 г. о порядке издания общего наказа и о дисциплинарной ответственности чинов судебного ведомства, создавший в составе Сената высшее дисциплинарное присутствие; он поколебал судейскую несменяемость, расширив власть министра юстиции и несудебного дисциплинарного разбора;
закон 3 июня 1885 г., вводящий эмеритуру[1] в судебном ведомстве;
закон 15 мая 1886 г., изменивший прежние правила о постановке вопросов присяжным заседателям;
закон 8 декабря 1886 г., отменивший изъявление неудовольствия по делам мировой юрисдикции;
закон 12 февраля 1887 г., изменивший постановления устава о гласности судебного разбора;
законы 14 февраля 1887 г. и 15 февраля 1888 г., дающие более широкое развитие заочному разбирательству, допуская его и по менее важным делам в общих судебных местах;
закон 7 июля 1889 г., направленный к значительному сокращению ведомства присяжных заседателей; им, между прочим, все дела о служебных преступлениях должностных лиц передаются судебным палатам или Сенату с участием сословных представителей;
закон 12 июля 1889 г. и состоявшиеся в развитие его правила 29 декабря 1889 г. (с дополнениями их законом 8 июня 1891 г.), наиболее глубоко поколебавшие основные начала судебных уставов, разрушив мировую юстицию и создав на ее месте судебно-административные установления, поставленные вне всякой связи с общей судебной системой государства;
закон 21 мая 1891 г., изменивший порядок примирительного разбирательства;
закон 24 декабря 1891 г., давший новую организацию кандидатуре на судебные должности;
закон 28 января 1892 г., предписавший непременное извещение сторон о разбирательстве их дел апелляционной инстанцией;
наконец, закон 1894 г., изменивший порядок приведения присяжных заседателей к присяге и разъяснения им их прав и обязанностей.
Этими узаконениями, в разное время и по разным побуждениям состоявшимися, между собой не согласованными, введена значительная пестрота в картину нашего процессуального законодательства.
Между тем на общие нужды нашего процесса, выяснившиеся уже вскоре после издания судебных уставов и частью намеченные составителями их, именно на составление общего наказа судебным местам, необходимость улучшения следственной части, упорядочения процессуальных прав потерпевших вообще и гражданского истца в частности, защиты, частного обжалования и др., приведенные узаконения никакого ответа не давали.
Объединение законодательства и удовлетворение насущных потребностей сторон стало настоятельной потребностью. Для разрешения ее при Министерстве юстиции образована была в 1894 г. особая комиссия, которая поставила себе задачей пересмотр всего судебного законодательства. Свою деятельность она закончила в 1899 г.
К участию в разных ее отделах привлекались многочисленные представители теории и практики, и труд, ею затраченный, был поистине огромный. Все части судебного законодательства были пересмотрены, причем кроме указаний опыта комиссия широко пользовалась и положениями доктрины права.
К сожалению, однако, комиссия чересчур робко отнеслась как к законоположениям 1889 г., которыми подорвано единство судебной системы, так и к другим судебным новеллам, ставшим вразрез с коренными началами уставов и объяснявшимся лишь временными обстоятельствами, но в проекте комиссии их временный характер сменялся постоянным правилом.
Этих отрицательных сторон не могут искупить и ценные изменения деталей законодательства, предположенные комиссией по разным отделам процесса. Ими не оправдывается то полное упразднение кодексов 20 ноября, которое предположено комиссией 1894—1899 гг., заменяющей их совершенно новыми кодексами.
[1] Эмеритура (от лат. emeritus — заслуженный) — специальная пенсия уволенным в отставку государственным служащим из сумм эмеритальной кассы, средства которой составлялись из обязательных отчислений из жалованья государственных служащих.