Эвдемонизм

В своем стремлении облагодетельствовать народ по собственному пониманию и собственными средствами абсолютный монарх усваивает взгляд на своих подданных, как на лиц несовершеннолетних, не могущих понимать, в чем заключается их собственное благо.

Слабое развитие общества, тьма и невежество, окутывавшие широкие массы населения, дают известное основание для этой уверенности. Необходимость принудительно доставлять благосостояние обществу находит свое философское обоснование и оправдание в учении эвдемонистов.

По этому учению, люди в незапамятные времена заключили для прекращения взаимной вражды государственный договор: в силу этого договора они передали обеспечение и развитие свойств, вытекающих из разумной природы человека, государству. Высшую цель государства должно вследствие этого составить всеобщее благо, всеобщее счастье.

Средство к достижению этого всеобщего благополучия – неограниченная власть монарха. Эта философия эвдемонизма, нашедшая особенно яркое выражение в ученых трактатах Томазия и Христиана Вольфа, идейно затушевывала принудительный, насильственный характер полицейского вмешательства.

Можно ли, в самом деле, говорить о принуждении, когда государство задавалось не чем иным, как влечением людей к совершенствованию, к благополучию, к счастью,-когда это совершенствование, благополучие, в свою очередь, составляло не что иное, как естественную задачу и цель каждого человека?

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author