В своем стремлении облагодетельствовать народ по собственному пониманию и собственными средствами абсолютный монарх усваивает взгляд на своих подданных, как на лиц несовершеннолетних, не могущих понимать, в чем заключается их собственное благо.
Слабое развитие общества, тьма и невежество, окутывавшие широкие массы населения, дают известное основание для этой уверенности. Необходимость принудительно доставлять благосостояние обществу находит свое философское обоснование и оправдание в учении эвдемонистов.
По этому учению, люди в незапамятные времена заключили для прекращения взаимной вражды государственный договор: в силу этого договора они передали обеспечение и развитие свойств, вытекающих из разумной природы человека, государству. Высшую цель государства должно вследствие этого составить всеобщее благо, всеобщее счастье.
Средство к достижению этого всеобщего благополучия – неограниченная власть монарха. Эта философия эвдемонизма, нашедшая особенно яркое выражение в ученых трактатах Томазия и Христиана Вольфа, идейно затушевывала принудительный, насильственный характер полицейского вмешательства.
Можно ли, в самом деле, говорить о принуждении, когда государство задавалось не чем иным, как влечением людей к совершенствованию, к благополучию, к счастью,-когда это совершенствование, благополучие, в свою очередь, составляло не что иное, как естественную задачу и цель каждого человека?