Отрасли управления
Содержание и характер тех отношений, которые возникают между правящей властью и гражданами, зависят от различных задач, преследуемых государственным управлением.
Важнейшими задачами государственного управления являются: обеспечение внутренней безопасности и благосостояния граждан; вооруженная защита государства; упорядочение отношений данного государства с другими государствами; обеспечение населению правосудия в делах гражданских и уголовных; урегулирование положения церкви в государстве и, наконец, изыскание и распределение материальных средств для государственных целей.
Соответственно этим задачам можно различать в государственной деятельности: внутреннее управление, военное управление, управление внешними делами, управление судебное, церковное и финансовое. Наука административного права изучает, по преимуществу, только те отношения, которые возникают между правящей властью и гражданами в делах внутреннего управления.
Изучение прочих отраслей государственного управления составило предмет особых наук: военного права, международного права, гражданского и уголовного процесса, церковного права и финансового права.
Понятие о полиции
Внутреннее управление задается обеспечением внутренней безопасности и благосостояния. В период абсолютизма внутреннее управление обозначалось понятием полиции. Слово “полиция” повторяет греческое (от слова – город, см. Константинополь).
Так называлось у греков учение о том, как устраивать городские дела, как управлять городом; а так как город был средоточием тогдашней государственности, то это было искусство государственного строительства вообще.
То, что греки обозначали словом (городское дело), римляне стали называть respublica (дело общественное): по своему происхождению “полиция” и “республика” ближе, чем родные сестры; это просто разные названия для одного и того же предмета.
Однако в настоящее время с понятием полиции у нас обыкновенно соединяется несколько иное представление. Это изменение зависит от тех своеобразных условий, в которых дело устроения внутренней жизни страны оказалось в эпоху абсолютизма.
Полиция в период абсолютизма
В Средние века – в феодальный период развития европейских народов – государство не уделяло почти никаких забот обеспечению внутренней безопасности и благосостояния: эти заботы осуществлялись в той или другой мере не государством, но лишь частными усилиями городов, церкви, отдельных землевладельцев и т. д. Верховная государственная власть, которая едва еще начинала укрепляться, первоначально была занята всецело ограждением внешней независимости государства.
Но, по мере подчинения себе феодальных землевладельцев, по мере собирания земли, королевская власть, делаясь более прочной внутри государства, неизбежно встретилась с необходимостью взять в свои руки заботы и о внутреннем благосостоянии и безопасности.
Этим путем власть абсолютного монарха приобретала известную опору в населении. Подавляя своим вмешательством во внутреннюю жизнь государства частный почин феодалов, церкви и городов, королевская власть получала, таким образом, возможность еще более усилить свое могущество.
Задачи полиции – деятельности, направленной на обеспечение условий внутренней безопасности и благосостояния, – абсолютный монарх возлагает на своих чиновников. Верховная государственная власть, только что сложившаяся посредством подчинения себе землевладельцев, городов, вообще всех влиятельных элементов общества, не могла опереться в осуществлении полицейских задач на эти силы, тянувшие врозь.
Сосредоточив в своем лице всю полноту государственной власти, абсолютный монарх начинал смотреть на государство, как на нечто, воплотившееся в одной его личной воле: “государство – это я”, говорит Людовик XIV. При таких условиях, разумеется, не в обществе, но лишь в своих чиновниках он мог найти покорных служителей для исполнения полицейских задач.