Институт давности заимствованный Европейскими законодательствами у Римского права, своим дальнейшим развитием обязан преимущественно праву французскому. Так еще в XVII в., некоторые особенности юридического быта вызвали необходимость распространять погашающее влияние давности и на судебные приговоры.
Этот новый вид давности, признанный законодательствами революционного периода, получил более законченный вид в Уставе Уголовного судопроизводства (code d’instruction criminelle) 17 Ноября 1808 года и затем был заимствован многими Германскими Уложениями.
Обращаясь к рассмотрению постановлений о давности ныне действующего Устава, мы должны заметить что составители его имели в виду, определить правильное соотношение обоих видов давности и отстранить неправильности вкравшиеся в постановления кодексов 25 Сентября и 6 Октября 1791 года и 6 Брюмэра IV года.
Недостаточность. этих кодексов проявлялась как мы видели 1) в безразличии давностных сроков для преступлений тяжелых и легких и 2) в неправильном определении того момента, с которого начиналось течении давности.
По отношению к первому вопросу, Уставом введена дотоле неизвестная французскому праву система разнообразных давностных сроков. В основание этой системы он положил созданное им трехчленное деление всех законопротивных деяний на преступления, проступки и полицейские нарушения. Для погашения судебных приговоров были назначены сроки более продолжительные, чем для погашения уголовного преследования.
Столь же важные поправки были сделаны Уставом и относительно момента истечения давности, он отбросил определение кодекса 6 Брюмера считавшего исходом давности тот день, в который существование преступления сделалось известным и было Официальным образом подтверждено.
Устав вернулся к системе французского дореволюционного права и признал за начало давности день совершения преступления (а в случае прервания давности – день в который был составлен последний из актов нарушивших ее течение.)
Граф Реаль, при обсуждении этих поправок в Законодательном Собрании сказал между прочим: “Давность видоизмененная таким. образом, не будет более сопряжена с какими либо злоупотреблениями и ее благотворное влияние не замедлит вполне обнаружиться.
Давность обеспечивает, достояние, честь и жизнь людей; вселяя в преступника надежду на то, что давно содеянное преступление может быть забыто, она удерживает его от содеяния новых преступлений и в то же время, она сама, продолжительностью сроков ею определяемых, как бы берет на себя наказание за это преступление.
И в самом деле, можно ли вообразить пытку более жестокую, чем эта томительная неизвестность, чем этот невыносимый страх, отнимающий у преступника спокойствие днем и отдых ночью.
20 лет повседневных мучений, 20 лет постоянных бессонниц. Каращий меч правосудия висящий 20 лет над годовою преступника! Законодатели! неужели эта пытка, более тяжкая чем сама смерть, не достаточно покарает преступника, неужели она не узаконит давности?”
С этим цветком французского красноречия мы сочли необходимым познакомить читателя, потому, что большинство французских писателей ссылается на речь графа Реаля, как на самое убедительное доказательство разумности и необходимости давности[1].
Давности погашающей уголовное преследование посвящены статьи 637, 638, 640 и 643, Давности погашающей наказание статьи 635,636, 639, 641 и 642. Принимая во внимания как значение этих постановлений в теоретическом отношении, так и то влияние которое они оказали на определения других кодексов считаем необходимых привести их в переводе.
Ст. 637 Частный и общественный иск (l’akcion civile et l”action publique) вызванные преступлением за которое, полагается смертная казнь или бессрочные наказания соединенные с страданием телесным (peines afflictives perpetuelles), или же вызванное каким-либо иным преступлением влекущим за собою наказание соединенное с страданием телесным, или осрамительное (peine afflictive ou infamante), погашаются десятилетнею давностью, течение который начинается со дня совершения преступления, если с этого времени не было начато ни следствия, ни преследований.
Если же в промежуток этого времени были составлены какие либо следственные акты или акты для преследования, за которыми не последовало решения, общественный и гражданский иски погашаются только по истечении полной 10-летней давности, начиная с того времени, в которое составлен последний акт, и это положение распространяется и на тех причастных к делу лиц, которых помянутые акты даже на касались.”
Ст. 638. “В двух случаях указанных в предшествующей статье и согласно с установленным ею различием в исчислении давности, срок давности превращается в 3 х-летний, если дело идет о проступке, за который положено исправительное наказание.”
Ст. 640. “Общественный и частный иски о полицейском нарушении погашаются годичною давностью, которая начинается со дня совершения нарушения, если только в этот промежуток времени не воспоследовало по ним приговора, не смотря на то, что был составлен протокол, наложен арест, начато следствие или преследование; если же было окончательное решение суда первой степени, на которые дозволено приносить апелляцию, то общественный и частный иски погашаются годичною давностью, начинающеюся со дня объявления об апелляции.”
Ст. 643 “Положения настоящей главы не отменяют собою тех частных законов, которые касаются погашения давностью исков возникающих из совершения известных проступков или нарушений.” Все эти статьи относились к давности погашающей уголовное преследование; о давности погашающей наказание говорят следующие статьи:
Ст. 635. Наказания назначенные приговорами или решениями постановленными по делам уголовным, погашаются истечением полных 20-ти лет, начиная со дня постановления упомянутых приговоров или решений.
Однако осужденный не может жить в том департаменте, где или живет то лицо, против которою лично или против собственности которого совершено преступление, или где пребывают его прямые наследники. Правительство может назначить осужденному определенное место для жительства его.”
Ст. 636. “Наказания назначенные приговорами или решениями постановленными по делам исправительным, погашаются истечением полных 5-ти лет, начиная со дня постановления упомянутого приговора или решения, на которые не дозволяется приносить апелляцию, что же касается до наказаний, к которым приговорили суды первой степени, то упомянутый 5-ти летний срок начинается со дня истечения срока назначенного для принесения апелляции.”
Ст. 639 “Наказания, назначенные решениями постановленными по делам о полицейских нарушениях (contraventions de police), погашаются двухлетнею давностью, срок которой начинается: для погашения наказаний назначенных приговорами или решениями, на которые не дозволяется приносить апелляцию, со дня постановления приговора; а для наказаний, к которым приговорили суды первой степени – со дня истечения срока назначенного для подачи апелляции на решение этих судов.”
Ст. 641 “Ни в каком случае, лица осужденные заочно по случаю неявки в суд, или по случаю укрытия (par defaut ou par contumace) наказание которых погашено давностью, не могут просить о дозволение им явиться в суд, для того, чтобы суд, отменив решение постановленное заочно вследствие неявки или укрытия, постановил новое.”
Ст. 642 “Гражданские присуждения (condemnations civiles) назначенные приговорами или решениями постановленными по делам уголовным исправительным или полицейским и не могущие быть более отмененными,. погашаются по правилам установленным сводом законов гражданских.”
[1] Речь эту в подлиннике можно найти во всех статьях и руководствах посвященных вопросу о давности см. особ. Bourguignon Manuel d’instruction criminelle S Edit. Tome II, стр. 137 и 140. Институт давности имеет во Французском праве обширную литературу. Сначала укажем на сочинения исключительно посвященные ему.
Hoorebeke, Traite des prescriptions en matiere penale. Bruxelles 1847, Consturier-Traite de la prescription en matiere criminelle Bruxelles 1849. Brun de Villeret, Traite theorique et pratique de la prescription en matiere criminelle. Paris 1863. Marquet, De la prescription en matiere criminelle en. droit francais. Paris 1866.
Далее давности посвящены более или менее обширные отделы в следующих сочинениях: Jousse, Traite de la justice criminelle de France. Paris 1771. Le Graverend, Traite de legislation criminelle en France, edjtion de Paris de 1830 et celle de Bruxelles de 1832-33. Mangin, Traite de l’action publique en matiere criminelle. Paris. 1837. Vol. 2. Rauter, Traite theorique et pratique du ‘ droit criminel Bruxelles 1837. Стр. 488494. Morin Repertoire general et raisonne du droit criminel. Tome II, стр. 536-543.
Faustin Helie, Theorie du code d’instruction criminelle. Paris. 1848. Tome 3, стр. 673 (см. особенно друг, издание-edition Nypels. Tome I). A. Blanche, Etudes pratiques sur le code penal 2 volumes. Paris. 1861-64. Ortolan-Elements du droit penal, 2 volumes. Paris. 1863. Achille Le Sellyer, Traite de la criminalite, de la penalite et de la responsabilite, 2 volumes. Paris. 1867.