Начало течения давности по искам о праве собственности

Иск о праве собственности возникает положительно, как право на данный иск против известного лица, когда возникает для собственника право требовать возвращения себе своей вещи. С сего же момента начинается и течение давности по сему иску. Кто-либо завладевает моей вещью; я, как собственник, имею право требовать ее возвращения, – право на иск существует положительно.

Если я между тем не осуществляю сего права, иска не предъявляю, то я бездействую, между тем как мог бы действовать, и по причине моего произвольного бездействия право на иск начинает задавнивать.

Если я отдал вещь в ссуду на срок для употребления, то хотя вещь остается моей, в моей собственности, но до истечения срока я не имею права требовать возвращения; право собственности мое употреблением моей вещи не нарушается: вещь находится в употреблении другого именно в силу моего права собственности.

Как скоро истек срок, возникает для меня право требовать возвращения вещи: она находится у другого не в силу моего распоряжения, но без моей воли. Если я не осуществляю мое право на иск, начинается течение давности.

По ст. 691 Законов Гражданских право отыскивать свое имущество возникает, как скоро вещь перешла в чужое неправое или, по выражению закона, неправильное владение.

В ст. 567 ч. 1 т. Х сказано: Давность владения считается с того времени, когда началось бесспорное владение имуществом. Владение не считается начавшимся, когда прежний владелец может доказывать актами, что в сие самое время он еще управлял и распоряжался тем имуществом как своей собственностью.

Из этих статей прежде всего видно, что право собственника на иск о возвращении своей вещи возникает, как скоро кто-либо начал владеть этой вещью как своей, т.е. коль скоро во владении этого лица выражается воля иметь вещь своей.

С того времени, как во владении стала выражаться сия воля, начинается право собственника на иск против владельца, и по иску этому начинается течение давности, пока не будет предъявлен иск.

Прежде всего необходимо, конечно, чтобы владение действительно началось и на самом деле существовало. Доказать это обязан тот, кто на владении основывает свое право. Собственник ссылается при предъявлении иска не на владение, а на принадлежащее ему право собственности; поэтому владение за ним предполагается за все время, за которое владелец не докажет противного, т.е. своего владения.

Если он иску собственника противопоставляет отвод о погашении его давностью, то обязан доказать, что иск собственника просуществовал положительно в течение давности, что в течение срока давности он (ответчик) владел вещью и этим владением вызывал иск (собственника), который, между тем, не был предъявлен[1].

Притом владелец должен доказать, что он на самом деле положительно владел вещью. Если поэтому доказано, что владения на самом деле не было и ссылающийся на пропущение давности исковой со стороны собственника в состоянии доказать только, что он когда-то был введен во владение, то это не может иметь никакого значения: владения фактически не было, поэтому и давность не считается начавшейся[2].

Действительно, вводом во владение иск собственника был вызван, сделался положительно существующим. Однако ввод этот остался без последствий; поэтому повод к предъявлению иска со стороны собственника прекратился, право на иск перестало быть положительно возникшим и, следовательно, не могло погашаться давностью.

Далее, должно быть доказано владение в виде собственности, потому что только такое вызывает иск собственника, делает его положительно существующим. Напротив того, зависимое от собственности владение или содержание (detentio) не вызывает никакого иска, так как существование его нисколько не противоречит праву собственности, но служит ему выражением.

Как скоро договором установлено владение зависимое, то, вместе с тем, собственник получает право требовать исполнения договора и, в случае неисполнения, право требовать возвращения вещи, независимо от права вознаграждения за неисполнение договора.

По равности условий, и в особенности срока, давность по иску о праве собственности совпадает по русскому праву вполне с давностью владения.


[1] Решения Прав. Сената: от 12 ноября 1837 г., Сборник. I, N 23; от 23 апреля 1863 г., Сборник. I, N 724.

[2] Решения: от 24 июля 1856 г., Сборник. I, N 536; от 3 октября 1857 г., Сборник. I, N 577. Ср. выше о перерыве давности владения, стр. 335 и сл.

Иван Энгельман

Российский правовед, исследователь проблем правовой науки. Ординарный профессор Дерптского университета.

You May Also Like

More From Author