I. Отделение управления (администрации). Сенат управляющий составляется единственно из министров.
Сенат управляющий присутствует два дня в неделю. Упражнение его суть:
1) Рассмотрение и соображение новых мер, каждым министром принимаемых. Сюда принадлежит все то, что превышает устав, данный министру на вверенную ему часть, и требует особенного положения.
2) Внесение в акты (l’enregistrement) исходящих указов и узаконений.
3) Сообщение их законодательному Сенату и обнародование как указов, так и решений Сената судного.
4) Определение чиновников.
5) Производство в чины.
6) Хранение актов; ведомство всех государственных архивов.
Порядок, коим дела входят, производятся и исходят в Сенате управляющем, есть следующий:
1) Дела входят:
а) От министров – все новые постановления на рассуждение и все указы, частно в губернии посылаемые за известием.
б) От Сената судного – решения его до общего обнародования.
в) Все государевы указы, к исполнению Сената управляющего принадлежащие.
2) Дела производятся:
Поелику дела в Сенат управляющий входят совершенно каждое в своей части приготовленными и как государь в Сенате всегда почитается или есть присутствующим, то все дела производятся внутрь Сената краткою журнальною запискою, означающею содержание дела и принятое решение.
Для производства дел находится в Сенате один общий делопроизводитель с помощником и несколько писцов.
При Сенате находится государственный актуариус, коего должность есть вносить в акты Сената все исходящие узаконения в книги, печатью государственною утвержденные. Особа 3-го или 4-го класса.
При Сенате находится начальник государственных архивов с экспедициею управления и ведомства всех архивов. Особа 3-го или 4-го класса.
Сюда принадлежат разные подробности.
3) Дела исходят:
Дела от Сената управляющего исходят тою же формою, как ныне из первого департамента, с некоторыми поправлениями для краткости и удобнейшего течения.
Устав канцелярского обряда
II. Отделение суда.
Часть судная Сената оставляется в настоящем ее положении.
К ней принадлежит межевой департамент до времени окончания межевания.
Министр юстиции занимает в ней место генерал-прокурора.
Части судной Сената подчиняются одни те места, где действительно производится суд, и в другие части управления она не входит.
Судные департаменты имеют свое общее собрание, на которое нет апелляции, но могут быть жалобы на нарушение обряда; и как хранитель обрядов в Сенате судном есть генерал-прокурор, то жалобы сии идут тем же путем, как и все жалобы на министров, т. е. от государя препровождаются в законодательный Сенат, а дабы под видом жалоб на обряд не принимались жалобы на существо дела, то прежде рассматривает их генерач-рекетмейстер и докладывает государю.
По мнению Сената законодательного государь может только повелеть генерал-прокурору предложить вновь дело Сенату судному со введением упущенного обряда, но сам его не решит и никаких указов Сенату судному не дает.