Как могут быть упорядочены отношения между правящею властью и обывателями в делах государственного управления? Для решения этого вопроса сперва следует выяснить, когда мы считаем эти отношения неупорядоченными.
Публичные отношения неупорядоченны, если они определяются усмотрением органов правящей власти. Это усмотрение может быть, конечно, и благоусмотрением – усмотрением, выгодным для тех или других лиц либо при тех или иных обстоятельствах. У многих из нас, вероятно, еще очень сильна обывательская точка зрения на благодетельность системы усмотрения.
Как не похвалиться, что, по благоусмотрению данного агента правящей власти, нам дозволено сделать то, что вообще воспрещено: стоит вспомнить о всевозможных театральных и железнодорожных зайцах, о послаблениях санитарных и пр., и пр. Но если система усмотрения и может оказаться в отдельных случаях выгодной, она, во всяком случае, гибельна с общественной и государственной точек зрения.
Усмотрение по самому своему существу, по природе своей, капризно, неопределенно, неустойчиво. Система усмотрения связывает самодеятельность обывателя, убивает его инициативу, его почин, обезличивает его. Стоит ли устраивать общество, школу, промышленное предприятие, когда их существование будет зависеть от доброй воли того или иного органа правящей власти.
Система усмотрения гибельна и для государства. Залогом могущества государства является единство государственной воли. При системе усмотрения воля государства неизбежно расщепляется: создается ряд государств в государстве. Начинания высшей власти обессиливаются на местах. Для обывателя государственная власть делается тождественной с ее представителями на местах.
Идея государственности затемняется; развивается нездоровая склонность к беспорядку и анархии. Система усмотрения подрывает в населении чувство права и справедливости, так как со справедливостью несовместим даже и самый благожелательный произвол. Система усмотрения порождает в обывателе недоверие к власти, вражду, а ведь власть сильна нравственной поддержкой со стороны населения. В итоге – взаимное противодействие, антагонизм и невознаградимые потери с обеих сторон.