Нотариат

(Заведование нотариальной частью в пределах ведомства каждого окружного суда поручается состоящему при нем старшему нотариусу и определенному особым расписанием числу нотариусов, а где нет нотариусов, засвидетельствование актов вверено мировым судьям, уездным членам окружного суда и городским судьям[1].

Старший нотариус заведует нотариальным архивом, учрежденным при каждом окружном суде для хранения местных сборников запретительных и разрешительных статей, крепостных книг, а также книг, реестров, актов, печатей и подписей нотариусов, и состоит на государственной службе на правах члена окружного суда как относительно содержания, служебных прав и преимуществ, так и в порядке определения и увольнения[2].

Нотариусы полагаются в столицах, губернских и уездных городах, а в случае надобности – и в уездах, для совершения, засвидетельствования, хранения актов и выдачи выписей из актовых книг и копий актов, и считаются на государственной службе, но не имеют права на производство в чины и на пенсию, равно не получают никакого содержания от казны, а в вознаграждение за их труды им предоставляется взимать в свою пользу особую плату от лиц, обратившихся к их содействию, по добровольному с ними соглашению или по таксе[3].

Право на занятие должности нотариуса предоставляется лишь лицам, доказавшим умение правильно излагать акты, знание форм нотариального делопроизводства и необходимых для исполнения должности нотариуса законов и сверх того представившим залог определенного размера для обеспечения взыскания в случае неправильных действий по должности[4].

Лица, удовлетворяющие этим и некоторым другим условиям, определяются к должности нотариуса, равно и увольняются от нее старшим председателем судебной палаты, удаляются же от должности не иначе как по суду[5].

Окружной суд, в ведомстве которого состоят старший нотариус и нотариусы, непосредственного участия в нотариальных делах не принимает, но на него возлагаются надзор за исполнением нотариусами и старшим нотариусом их обязанностей и рассмотрение жалоб на неправильные их действия[6].

Процесс самого совершения нотариальных актов идет таким порядком:

  • лица, желающие совершить акт, или представляют нотариусу готовый проект акта, или, для составления такого проекта самим нотариусом, объявляют ему о содержании и условиях предполагаемого акта[7];
  • нотариус, удостоверившись в самоличности участвующих в совершении акта показаниями двух заслуживающих доверия лиц, или, при невозможности удостоверения этим способом, иными доказательствами или сведениями[8], рассматривает – не принадлежит ли акт к числу воспрещенных законом, или не содержат ли его условия чего-либо противного законам, ограждающим порядок управления, общественную нравственность или честь частных лиц, и допрашивает участвующих в акте: действительно ли они по доброй воле желают его совершить и понимают ли его смысл и значение[9];
  • затем нотариус пишет проект акта (если он не был представлен участвующими сторонами), прочитывает его сторонам, объявляет о количестве сборов[10], следующих с акта, по изъявлении же сторонами согласия на изложение акта и по уплате ими сборов вносит проект в актовую книгу и снова прочитывает его сторонам в присутствии двух, а при совершении купчих крепостей – трех свидетелей[11];
  • наконец, акт подписывается в актовой книге участвующими в его совершении, свидетелями и нотариусом, и, таким образом, подлинник его остается в книге нотариуса, участники же сделки (все или только некоторые из них, смотря по соглашению, о котором должно быть упомянуто в самом акте) получают лишь выписку из актовой книги за подписью и печатью нотариуса[12].

Когда акт принадлежит к числу крепостных, т. е. тех, которые для действительности их должны быть утверждены старшим нотариусом, то по совершении акта вышеизложенным порядком выписка из актовой книги в годовой со дня совершения акта срок предъявляется старшему нотариусу того судебного округа, где находится имущество; старший нотариус, удостоверившись в подлинности предъявленной ему выписки (через сличение подписи и печати выдавшего ее нотариуса с подписью его и слепком печати, хранящимися в архиве), законности акта и принадлежности самого имущества лицу, отчуждающему или ограничивающему право собственности по тому имуществу (справкой в крепостных книгах, местных сборниках запретительных и разрешительных статей, в реестрах крепостных дел, указателях к этим книгам и реестрам, а также у губернского землемера[13]), взимает следующие в казну пошлины, делает на выписке надпись об утверждении и вносит ее в крепостную книгу, где она остается как подлинный крепостной акт для хранения в нотариальном архиве, а участникам сделки выдается только выписка из крепостной книги за подписью и печатью старшего нотариуса[14].

О всех совершенных таким образом крепостных актах о переходе права собственности на недвижимое имущество старшим нотариусом сообщается в местную земскую или городскую управу для сведения и в С.-Петербургскую сенатскую типографию – для напечатания объявления в сенатских ведомостях[15], а об актах, которыми ограничивается право собственности на недвижимое имущество, составляется запретительная статья и вносится в местный сборник запретительных статей, о чем делается отметка на выписке[16].

Независимо от совершения самих актов, нотариусам предоставляется также свидетельствовать домашние акты, предъявляемые нотариусам по желанию сторон[17]. При засвидетельствовании акта нотариус также предварительно удостоверяется в самоличности и правоспособности участвующих в совершении засвидетельствования, а равно в законности предъявленного акта, затем взимает установленные сборы, делает на самом акте надпись о его засвидетельствовании, отмечает это в своем реестре и возвращает акт в подлинник предъявившему его[18]. – А. Г.)


[1] Там же, ст. 1, 2, пр. 4, 21, 22.

[2] Ук.ист., cт. 42, 43.

[3] Там же, cт. 3, 17, 208.

[4] Ук. ист., cт. 8, 15.

[5] Там же, cт. 16.

[6] Нот. пол., cт. 57-60.

[7] Там же, cт. 88.

[8] Ст. 73, 74. Эта самоличность удостоверяется свидетелями. Понятно, что нотариусу, прежде чем он совершит акт, необходимо удостовериться, что к нему является для совершения акта именно то лицо, от имени которого отчуждается право, и лучшее средство для этого – свидетельство о самоличности со стороны лиц, ему известных.

Но понятно также, что как скоро лицо известно нотариусу, ему нет надобности удостоверяться в самоличности. Однако же так как на это нет прямого определения законодательства, то удостоверение самоличности совершающих акт посредством свидетелей всегда требуется. Но зато оно и обращается на практике в одну формальность: известно, что большей частью свидетелями по актам бывают лица, занимающиеся свидетельством как промыслом.

[9] Там же., cт. 89, 90.

[10] Все эти сборы, в совокупности довольно значительные, падают или на приобретателя, или на отчуждателя имущества, или в известной мере на того и другого вместе, смотря по соглашению между ними.

И вот, чтобы хотя отчасти уклониться от платежа самой значительной из этих пошлин, четырехпроцентного сбора с цены недвижимого имущества, интересанты нередко стараются показать цену имущества ниже действительной его цены.

В предупреждение могущих последовать оттого убытков для казны законодательство требует от интересантов показания истинной цены имущества по совести и, кроме того, ограждает интересы казны средством более действительным, именно определяет нормальную цену недвижимых имуществ и требует взыскания крепостной пошлины по этой цене, если в акте цена имущества показывается менее значительной.

В иных случаях, впрочем, для лиц, участвующих в совершении акта, не только нет интереса показывать цену имущества меньшей, но даже есть интерес показать ее большей против настоящей цены имущества.

Например, продается родовое имущество, подлежащее, как известно, выкупу в течение трехлетнего срока: цена выкупа определяется ценой купчей крепости, и понятно, что для покупщика невыгодно показать эту цену ниже настоящей, а, напротив, нередко бывает, что во избежание выкупа показывается даже большая цена имущества, нежели за какую оно продано.

[11] Нот. пол., cт. 84, 85, 92-96, 104, 105.

[12] Ук. ист., cт. 68, 92, 112, 116.

[13] Нельзя не сознаться, что в действительности совершение крепостных актов значительно замедляется, и замедляется по необходимости именно этими справками.

[14] Нот. пол., cт. 161, 165–171. Выдачей оканчивается процесс совершения акта. Но этим не оканчивается процесс совершения сделки, из которой возникает право, укрепляемое актом. Иногда требуется совершение какого-либо действия со стороны лица, приобретающего право по акту.

Независимо от того лица, прикосновенные к юридическому отношению, укрепляемому актом, могут отступиться от него, прежде чем оно вступит в силу. Таким образом, возможны случаи, и такие случаи встречаются в действительности, что акт совершается, а между тем сделка, укрепляемая актом, не состоится.

И вот для лица, дающего акт, возникает опасность, что выписка, независимо от его воли, перейдет в руки лица, приобретающего право по акту, а ему, дающему, трудно будет доказать это, и акт сделается легким орудием злоупотребления. Кроме того, представляется еще та невыгода, что издержки по совершению акта, понесенные тем или другим интересантом, окажутся напрасными.

Соображая оба эти обстоятельства, законодательство наше определяет (см. также: ст. 825, 1424 и 1648), что если передача акта от лица, дающего его, лицу, приобретающему право по акту, почему-либо не состоится, то лицо, которому выдан акт, в течение семидневного срока со дня его выдачи может предъявить о том месту или лицу, у которого совершен, и это место или лицо, удостоверившись, что передача акта действительно не состоялась, делает отметку о недействительности в книге, в которой он записан, равно как и на самом акте.

Но здесь рождается вопрос о значении семидневного срока для предъявления несостоявшегося акта к уничтожению: имеет ли срок то значение, что по истечении его акт уже не может быть признан недействительным.

Срок этот имеет лишь то значение, что до истечения его лицо или место, совершившее акт, может его уничтожить, а по истечении срока – акт может быть уничтожен лишь по суду (ст. 1424). Затем при уничтожении акта до истечения семи дней взысканные крепостные пошлины возвращаются, а по истечении его не возвращаются.

[15] Нот. пол., cт. 178, 179.

[16] Положение о взысканиях гражданских (Пол. вз.гр.), т. XVI, ч. 2, cт. 15, 19.

[17] Нот. пол., cт. 128.

[18] Там же, ст. 129, 130, 146, 147. (Примечания с соответствующими изменениями извлечены из очерка Д. И. Мейера о старом порядке совершения актов. – А. Г.)

Дитрих (Дмитрий) Мейер

Известный российский юрист-цивилист, общественный деятель. Доктор права. Чернышевский называл его «одним из лучших наших профессоров правоведения».

You May Also Like

More From Author