Для того чтобы лица, способные отправлять опекунские обязанности, были привлечены к ним, надо, чтобы опека открылась и опекун был назначен. Вообще о назначении опекунов заботится сам опекунский суд без просьбы с чьей-либо стороны (Сакс., § 1884; Австр., § 190, 200; Общегерм. ул., § 1774). По Австрийскому уложению закон возлагает на родственников малолетнего или его домашних и административных, общинных или церковных властей извещать об этом суд (§ 189).
По французскому праву забота о назначении опекуна возлагается на семейный совет. Этот совет созывается или по инициативе родственников малолетнего, или его кредиторов, или вообще заинтересованных лиц, или ex officio – мировыми судьями; наконец, всякий посторонний может сообщить судье о необходимости назначения опеки (ст. 405, 406).
По Итальянскому уложению чиновник, заведывающий ведением актов гражданского состояния, получивший известие о смерти лица, оставившего малолетних детей, должен сейчас же известить об этом претора, который, по наведении соответственных справок, созывает семейный совет (ст. 250). По Швейцарскому уложению должностные лица, заведывающие ведением актов гражданского состояния, административные власти и суды обязаны извещать опекунские учреждения о возникновении необходимости назначения опеки (ст. 368).
Когда опека открылась и опекун избран, он должен быть назначен. При назначении опекун обязывается опекунским судом к рачительному и добросовестному заведыванию опекой. В удостоверение чего опекун (по прусскому и общегерманскому праву), взамен присяги, должен ударить по рукам. О своем назначении он получает свидетельство.
По французскому праву опекун вступает в отправление своей должности со дня своего назначения, если оно состоялось в его присутствии, если же нет, со дня сообщения ему об этом. По Швейцарскому улож. сверх извещения опекуна о его назначении об этом публикуется в официальной газете (Общегерм. улож., §§ 1790, 1791; Австр., §§ 200, 205, 206; Сакс., § 1901; Франц., ст. 418; Dernburg. С. 230; Швейц., ст. 387).
Как мы видели, законодательства колеблются при решении вопроса о том, кому должна быть предоставлена инициатива назначения опеки: одни предоставляют право инициативы всякому заинтересованному, даже всякому желающему, другие – лишь определенным властям и лицам. Наш закон принадлежит к этой второй категории законодательств.
У нас дворянская опека и сиротский суд в ведение и управление сиротских дел вступают: 1) по уведомлению дворянского предводителя или городского головы об осиротевших малолетних детях их ведомства; 2) по уведомлению ближних родственников либо свойственников малолетнего, или по свидетельству двух посторонних лиц и приходского священника, и 3) по уведомлению высшего или равного им присутственного места (ст. 250).
Нет сомнения, что опекунские учреждения, и не получив уведомления от указанных лиц и учреждений и осведомившись помимо их о необходимости открытия опеки, должны уже в силу того, что на них закон возложил обязанность ведать опекунское дело, учредить опеку. Вообще, в видах обеспечения интересов малолетнего, страдающего от несвоевременного назначения опеки (оставление его без призора, расхищение имущества), следовало бы возможно расширить круг лиц, имеющих право возбуждать вопрос о назначении опеки. Избрав опекуна по своему усмотрению или утвердив назначенного в завещании, или призываемого к опеке в силу закона, опекунское место выдает ему указ как акт, легитимирующей опекуна. В этом акте перечисляются и важнейшие обязанности опекуна (ст. 251, 261).