Родительская власть, не прекращаясь, может по известным юридическим или фактическим причинам временно не действовать – покоиться (ruht).
Родительская власть приостанавливается на все то время, пока родитель не располагает вполне дееспособностью, или если над его личностью и имуществом, вследствие физической или психической болезни, назначен попечитель, или же если будет установлено опекунским судом, что отец на продолжительное время фактически лишен возможности осуществлять свою власть (Общегерм. улож., §§ 1676, 1677, 1910).
Прусское право, кроме случая душевной болезни отца, приостанавливает действие его власти еще, если он присужден к тюремному заключению более, чем на два года, но менее, чем на десять лет (II, 2, §§ 260, 261). Австрийское уложение сходствует в этом случае с Прусским, но указывает еще более причин: кроме психической болезни, присуждения к заключению в тюрьму более, чем на год, и объявления расточителем, оно указывает еще на самовольное оставление отчества и на безвестное отсутствие в течение более одного года (§ 176).
Саксонское уложение указывает только на одну общую причину – назначение над отцом опеки (§ 1834). Французский закон говорит только о безвестном отсутствии (ст. 141-143), а итальянский, сверх этого, еще и об уголовном осуждении отца (ст. 46, 47, 241). Относительно Швейцарского улож. см. вышеприведенные статьи: 283 и 284 (касающиеся этого вопроса, впрочем, только косвенно).
По нашему закону личная родительская власть не прекращается, но ограничивается:
1) Поступлением детей в общественное училище, начальство которого заступает тогда, по их воспитанию, на место родителей. Следовательно, здесь как бы происходит временная уступка родительской власти (пока дитя находится в училище, причем продолжительность этого нахождения вполне зависит от родителей, и воспитатели обязаны отпустить дитя по первому требованию родителей); впрочем, только в вопросах воспитания воспитатели заменяют родителей, по остальным вопросам родительская власть во всей силе остается за родителями. Да и в деле воспитания ближайшее определение пределов власти начальства заведения находится в соответственных уставах.
2) Определением детей на службу. Так, между прочим, родители не могут непослушных детей своих, состоящих на государственной службе, заключать в тюрьму (Зак. гражд., ст. 165).
3) Вступлением дочерей в замужество, потому что одно лицо двум неограниченным властям, каковы родительская и супружеская, совершенно удовлетворить не в состоянии, и дочь, оставившая дом свой и прилепившаяся к мужу, не может быть подвержена повиновению родителей в такой же мере, как другие находящиеся при них дети (ст. 179).
Следовательно, этот случай предполагает только смягчение или умиление родительской власти наличностью другой власти – мужней. Однако же простор родительской власти и по отношению к замужним дочерям широк. Но нет сомнения, что там, где требование родителей являлось бы прямым нарушением прав мужа, например, чтобы дочь перешла, хотя бы и временно, на жительство к родителям, там родители должны поступиться своею властью над дочерью.
По нашим местным остзейским законам ограничение родительской власти наступает по этим же причинам, но, сверх того, указаны еще: вступление детей в совершенный возраст, с чем связано право требовать выдачи отдельного их имущества, и вступление оставшегося в живых родителя в новый брак (ст. 236-239).