I. Рождение, смерть и вступление в брак представляют собой факты чрезвычайной важности с точки зрения многочисленных юридических последствий, которые с ними связаны. Поэтому, в интересах правового порядка, необходимо возможно точное установление этих фактов. Доверие к точности и верности установленных фактов рождения, смерти, бракосочетания может быть основано на организации этого дела со стороны государственной власти, на авторитете лиц удостоверяющих.
Регистрация случаев рождения, смерти и брака введена была католическим духовенством в связи с требами, соответствующими этим случаям – с крещением, погребением и бракосочетанием. Духовенство побуждено было к записыванию времени рождения и родителей ребенка тем соображением, чтобы предупредить в своем приходе возможность браков, противных каноническим требованиям. При прочной связи населения с землей в прежнее время жизнь каждого человека протекала обыкновенно в пределах ограниченной местности.
Человек женился и умирал там, где родился, где женился и где умирали его родители и родственники. Поэтому регистрация духовенства достигала своей цели. К этому обстоятельству присоединились и побочные соображения. За совершение треб духовные получали вознаграждение, а так как при бедности населения, трудно было одновременно и впредь внести всю сумму, то долг для памяти записывался в связи с фактом, послужившим к тому основанием.
Государственная власть скоро сознала выгоду подобной регистрации и превратила (с XVI века) эти добровольные действия в обязанность духовенства, указав ему и правила, которых оно должно было держаться в этих случаях.
Неудобство такого порядка сказалось со времени распространения протестантства. Протестанты не желали обращаться к католическому духовенству за регистрацией рождений, смерти, браков, а их духовенство не было уполномочено на ведение записей. Печальные последствия особенно сказались во Франции со времени отмены Нантского эдикта. Французская революция секуляризовала регистрацию актов гражданского состояния.
С 1792 года эта задача возложена на гражданских муниципальных чиновников (officier de l’tat civil “Офицер гражданского состояния (фр.)”), которые удостоверяют означенные факты, независимо от различия вероисповеданий. Того же порядка придерживается с 1875 года Германия, где регистрацию ведут также чины гражданские (Standesbeamt, см. кас. реш. 1899. N 29), и Англия с 1874-го, перешедшая в этом году от факультативной регистрации к обязательной в отношении рождений и смерти (Registrar).
II. С 1722 года и в России засвидетельствование таких важных юридических фактов, как рождение, смерть и брак, возложено на приходское духовенство. Общего учреждения не существует, а для каждого вероисповедания регистрация производится его духовенством. Недостатки такой системы не замедлили обнаружиться, особенно в таком обширном государстве, как Россия, притом вмещающем в своих пределах всевозможные вероисповедания. Не везде можно найти представителей соответствующего духовенства. На больших пространствах восточной России, особенно в Сибири, можно не найти католического священника или протестантского пастора.
Приходится долго ждать случая поездки в далекий город, где находится приход. Но чем больше протекает времени от происшедшего события до момента регистрирования, тем менее уверенности в точности записи. При некоторых условиях случай зарегистрировать может никогда не представиться, и лицо, не по своей вине, останется без метрического свидетельства на всю жизнь, что легко может сделать его бродягой и повлечь самые жалкие последствия для невинного человека (Уложение о наказаниях, ст.950). Далее, по своему положению пастырей, духовные лица менее всего подходят к выполнению столь формальных функций, как регистрация юридических фактов.
Многочисленность сект в России ведет за собой уклонение со стороны приверженцев их от обращения к православному духовенству. В результате масса юридических фактов, не удостоверенных надлежащим образом, а это обстоятельство отражается вредно не только на интересах частных лиц, но и самого государства, для которого весьма важно знать с точностью состав своего населения. Разнообразие метрических актов способно затруднить практику при определении их силы и подлинности. Только регистрация со стороны гражданской власти может ввести весьма желательную точность и однообразие в актах гражданского состояния.
III. Священнослужители и причетники каждого православного прихода ведут метрические или приходские книги, разделяемые на 3 части: 1) о рождающихся, 2) о бракосочетающихся и 3) об умерших (т.IX, изд. 1899, ст.869 и 860). Эти книги выдаются по одной на каждую церковь (а не порознь на каждого священника) из духовных консисторий, за шнуром и печатью, за подписью, в конце книги, одного из членов консистории (ст.862 и 863). По истечении года священнослужители и причетники веденные ими метрические книги отсылают за общим подписанием в консисторию, где они хранятся в архивах, в безопасных от повреждения местах, за каждый год особо, с разделением по городам и уездам (ст.868 и 869).
Записи производятся самим священником или через диаконов и причетников. Юридические факты записываются в книги, говорит закон, не на память и с показания семейств, но немедленно по исправлении каждой требы, как-то: молитв при рождении и крещении младенца, венчания и погребения (ст.864). Очевидно, что время рождения удостоверяется именно показанием семейств. Метрические свидетельства, как акты гражданского состояния, выдаются только из консистории (ст.973); следовательно, этот документ можно получить лишь по отсылке книг в консисторию.
Частные лица не лишаются права получать от священников с причтом, немедленно по учинении записи о касающихся до них и членов их семейств случаях рождения или погребения, метрические свидетельства, которые должны представлять собой выпись из приходских книг. Однако такие свидетельства, которые закон называет предохранительным документом, не заменяют консисторского свидетельства (см., однако, при узаконении детей кас. реш. 1898, N 32, вопр. 16). Чтобы получить силу последнего, необходимо представить его в консисторию на утверждение (ст.878 и 879). Представляется совершенно неясным, на чем основано недоверие к самому священнику и чем оно устраняется после отсылки книг в консисторию, которая не имеет никаких средств проверки обстоятельств дела и принуждена довольствоваться сведениями, доставленными ей причтом.
IV. Указанные правила относятся в равной мере и к актам состояния, удостоверяемым католическим духовенством (т.IX, ст.881-889). Напротив, для лютеран установлено, что свидетельство, выдаваемое проповедником, имеет полную силу метрического, без утверждения его консисторией (т.IX, ст.900 и 901). То же постановлено и для реформаторов (т.XI, ч.1, изд. 1896, ст.984, прим.). Относительно магометан действуют также правила, не сходные с установленными для православного и римско-католического вероисповедания.
Ежегодно Оренбургское и Таврическое магометанские духовные правления рассылают, через губернское начальство, приходским имамам шнуровые книги в двух экземплярах, причем для каждого рода юридических фактов даются особые книги, так что каждый приходский имам ведет три отдельные книги – для рождения, смерти и браков (т.IX, ст.906). По окончании года второй экземпляр каждой из этих книг препровождается для хранения обратно в духовное правление. Выпись из приходских книг, выданная имамом или муллой, имеет силу метрического свидетельства (см.т.IX, ст.810).
Евреям свидетельства выдаются раввинами или их помощниками, но силу метрических получают только по удостоверении городским общественным управлением, куда отсылаются по истечении года метрические книги для хранения (т.IX, ст.918 и 919). Самые книги выдаются раввинам губернскими правлениями (ст.914, для караимов см. т.XI, ч.1, изд. 1896, ст.1285 и 1291, т.IX, ст.912). Акты, удостоверяющие гражданское состояние старообрядцев, согласно закону 17 октября 1906 года, ведутся духовными лицами, настоятелями и наставниками старообрядческих общин. Книги, отдельные для каждого рода состояния, заготовляются губернскими правлениями (ст.41).
Духовные лица, настоятели и наставники обязаны выдавать справки и свидетельства, равно предъявлять, под своим наблюдением, книги для обозрения должностным и частным лицам, имеющим в том надобность (ст.53). Свидетельства удостоверяются советом общины или особыми доверенными лицами (ст.55). Тем же законом установлен порядок ведения актов сектантами, не признающими духовных лиц. Книги таких сектантов ведутся в городах городскими управами, а в уездах – волостными правлениями (ст.39).
В законе не имеется правил о порядке ведения метрических книг и о метрических свидетельствах для лиц армяно-грегорианского, аугсбургского (для Царства Польского, прод. т.XI, ч.1, изд. 1896, ст.899 и след.) вероисповеданий, для менонистов, ламаитов. Случаи смерти за границею удостоверяются консулом выдачей свидетельства (т.XI, ч.2, Устав духовных консисторий, ст.72). О каждом новорожденном на судне русском консул, по уведомлении шкипера, составляет протокол, значение которого остается совершенно невыясненным.
V. В законодательстве нашем не содержится постановлений о необходимости составления актов гражданского состояния. Конечно, брак не может быть удостоверен надлежащим образом, но обязанность крещения и погребения с соблюдением обрядов под угрозой уголовного наказания установлена только для христиан (Уложение о наказаниях, ст.2091) Остается невыясненным, должны ли духовные лица довольствоваться сведениями, сообщаемыми им лицами, которые обращаются к ним с просьбой, или же они должны принимать меры к ознакомлению с обстоятельствами, требует ли от них юридическая проверка удостоверяемых фактов, и на каких вообще доказательствах должны они основывать свои удостоверения, например, происхождения ребенка от таких-то лиц. Пробел весьма существенный.
Во всяком случае рождение, смерть и брак требуют установленного удостоверения. Собственное показание частного лица не может быть принято доказательством возраста (т.X, ч.1, ст.216). Акты гражданского состояния не подлежат сомнению в подлинности, а допускают только спор о подлоге (Устав гражданский, ст.543, однако см. ст.1355). За невозможностью получить метрическое свидетельство а) по неимению метрических книг, или b) при сомнительности обстоятельств, которые в них показаны, могут, в доказательство рождения от законного брака, быть принимаемы исповедные росписи, родословные, городовые обывательские книги, формулярные списки и ревизские сказки, а в дополнение этих актов принимаются показания свидетелей, но не как самостоятельное доказательство (Устав гражданский, ст.1356).
В случае a) сомнений, возбуждаемых метрическими книгами относительно записанного в них брака, а равным образом, b) если брак в них вовсе не записан, событие брака может быть доказываемо обыскной книгой, исповедными росписями, гражданскими документами, если из них видно, что именующиеся или именуемые супругами признавались таковыми в присутственных местах и бесспорно пользовались гражданскими правами и преимуществами, зависящими от законного супружества. Доказательством может служить, наконец, и следствие, заключающее в себе показания причта, который венчал брак, бывших при браке свидетелей и вообще знающих о достоверности события брака (т.X, ч.1, ст.35 и 36).