Экономическое значение изобретений.

Не менее, если не более, важным является и экономическое значение изобретений[1]. Они, с одной стороны, ускорили производство и распределение благ, а с другой – удешевили их.

Типичным примером ускорения может служить указываемая С. Wright’oм[2] машина R. Ное & С°, печатающая в час 48000 экземпляров газеты в восемь разрезанных, сложенных и склеенных страниц. В прежнее время для исполнения этой работы понадобилось бы двум рабочим стоять у станка сто дней по 10 часов в день, т. е. в 10000 раз больше времени.

Вообще, для того, чтобы сделать прежними способами ту работу, которая ныне производится в С. Штатах машинами, пришлось бы обратить в чернорабочих вдвое большее количество людей, чем сколько вообще есть жителей во всей Северной Америке[3].

Наполеон, возвращаясь из Москвы в Париж и имея высокий интерес добраться до Франции возможно быстрее, все-таки не мог сделать переезд скорее как в 6 дней (с 5 по 10 декабря 1812 г.). А теперь всякий из нас может сделать то же расстояние в 48 часов, вовсе не будучи всемогущим императором с неограниченными средствами[4].

На последней Парижской выставке была выставлена интересная картограмма, иллюстрировавшая развитие скоростей за последние 200 лет. Оказывается, что курьерский поезд проходит расстояние от Парижа до Кале (295 килом.) в 31/4 часа.

В 1692 г. возок отъезжал от пункта отправления в тот же промежуток времени только на 5 килом.; в 1786 г. дилижанс – на 12 килом.; в 1834 г. почтовая карета – на 32 килом., а в 1867 г. поезд – на 193 килом.

Все расстояние делали в XVII веке в 7 дней, в XVIII – в 3 дня, а в середине XIX – в 5 часов. Недаром торговцы г. Бордо подавали в 50-х гг. обширную петицию против постройки железных дорог, доказывая, что эти последние “убьют провинциальную торговлю”. А в 40-х гг. купцы г. St.-Amand служили молебен с колокольным звоном по случаю того, что проводимая железная дорога прошла достаточно далеко от их города…

Параллельно с ускорением шло удешевление. Американец Сhanute делает приблизительный расчет и доказывает[5], что если бы цены на провоз за сто последних лет не понижались, то в 1889 г. в С. Штатах перевозка 68.604 милл. тонно-миль груза (по 16 центов) и 11.905 милл. пассажиров-миль (по 10 центов) обошлась бы в 12.239.899.000 долларов, т. е. на двадцать два миллиарда руб. дороже, чем сколько она в действительности стоила.

В настоящее время можно перевезти через Атлантический океан 2.200 тонн груза при помощи 800 тонн угля, а еще в 70-х гг. отношение было обратное, т. е. требовалось 2.200 тонн угля для транспортирования 800 тонн груза.

В своем исследовании об английском империализме V. Вerаrd[6] приводит два любопытных факта, ярко иллюстрирующих экономическое значение изобретений. В 1743 г. в Англию ввозилось всего 2 милл. фунтов хлопка[7].

Изобретение Hargreaves’a (“Spinning Jenny”) повысило ввоз до 5 милл. фунтов; станок Crompton’a вызвал повышение еще на 2 милл. фунтов; благодаря R. Arkwright’y ввоз дошел до 18 миллионов, а после нововведений Cartwright’a – даже до 24 миллионов и т. д. Соответственно и число ткачей возросло с 10.000 до 2.500.000 человек[8].

Другой пример Berard берет из области железоделательной промышленности и указывает, что изобретенный Thomas’ом “основной” процесс (Entphosphorungsprozess) позволил употреблять в дело те руды плохого качества, которые до тех пор оставались без эксплуатации (напр., в Лотарингии и в Люксембурге), чем нанесен был окончательный удар гегемонии английских железоделателей[9].

Вообще для того, чтобы ясно представить себе экономическое значение изобретений, достаточно подумать о том, каково было бы потрясение всего мирового хозяйства, если бы у нас отняли семь чудес современной техники: перевозку посредством пара, применение электричества, скоропечатную машину, швейную машину, ткацкую машину, жатвенную машину и подводный кабель.

И при этом я совсем не упоминаю об изобретениях мелких, второстепенных, но имеющих на Западе столь громадное значение для увеличения комфорта и для ускорения сношений между людьми[10]: о фотографии и фонографе, о “швейной машине для мыслей” (Typewriter) и о “механической совести кондукторов” (контрольные счетчики и таксомеры), о рублевых часах и велосипеде, о бесчисленных автоматических дистрибуторах (put a penny in the slot) и о кассовых аппаратах (cash-register) и т. д. без конца.

Некоторым косвенным подтверждением той важной роли, которую играют изобретения в экономической жизни народов, может служить также указание на величину соединенных с ними чисто денежных интересов.

О величине же этой можно судить по следующим данным.

Во-первых, нам известны размеры прибыли, вырученной от некоторых выдающихся изобретений[11]. В этом отношении указывают, что Arkwright заработал свыше 8 милл. рублей; Thomas, прося в 1892 г. о продлении своего английского патента, сам признавал[12], что он уже выручил посредством него 266.000 ф. стерл., но считал это вознаграждение не соответствующим значению его изобретения (“основной процесс”); Westinghouse за свой тормоз выручил свыше 20 милл. долларов; акционеры велосипедной шины Dunlop вложили в дело 260.000 ф. стерл., а получили барышей уже свыше 3,5 милл. ф. стерл.[13]. Даже за такой пустяк, как шарик на длинной резинке (игрушка), изобретатель выручил 50 тыс. долларов! Коньки на колесах дали их изобретателю свыше 2 милл. рублей.

Во-вторых, можно сделать некоторые приблизительные выводы из указаний о количестве денег, уплачиваемых в пошлину за патенты. Конечно, не всякий патент окупается. Но все-таки надо предполагать, что промышленность каждой данной страны достаточно чутка для того, чтобы определить а la longue, в прибыль или в убыток платит она эти (добровольные) налоги.

И если число пошлин, уплачиваемых за патенты, во всех странах постоянно возрастает, то можно предположить, что промышленники, в общем, наживают на патентах более чем, сколько они платят.

Количество же денег, уплачиваемых в пошлины по патентам, выражается в следующих приблизительных средних цифрах:

в США ежегодно свыше 2,5 млн. руб.
= Англии = = 2 = =
= Германии = = 1,5 = =
= Франции = = 1 = =

В России за 1870-1896 гг. уплачено около 1,5 милл. рублей, а теперь ежегодно вносится около 200.000 рублей пошлин (напр., в 1899 г.- 219.761р. 39к.).

Если считать, что промышленность получает по крайней мере 100% на затрачиваемые в виде пошлин деньги, то, капитализируя доходы, мы найдем, что в одной России изобретения представляют ценность свыше 8 милл. рублей. Цифра эта покажется сильно преуменьшенной, если я замечу, что в последнем балансе Кассельского общества для сушения дробины 14 русских патентов показаны в стоимости 2 милл. рублей.


[1] В Петров, Увеличение материальной деятельности цивилизованных народов в XIX веке и связь этой деятельности с наукой, К. Р. С., Влияние изобретений на благосостояние рабочих классов в Соединенных Штатах Сев. Америки, С.-Петербург, 1895, И. Козлов, Привилегии на изобретения в их практическом значении, в Русском Экономическом Обозрении, 1898, #3 Ноn Carroll D. Wright, The Relation of Invention to Labour, в Celebration of the Beginning of the second Century of the American Patent System at Washington City, Washington, 1892, стр. 77-110.

Armengaud jeune, Role des brevets d’invention dans les progres de l’industrie, в Bulletin du syndicat des ingenieurs-conseils etc., N17, стр. 194-213. V. Bojanowsky, Uber die Entwickelung des Patentwesens etc., Leipzig, 1886, стр. 15-64. Rosenthal, Das deutsche Patentgesetz etc., Erlangen, 1881, стр. 12-27. Klostermann, Uber den Einfluss des Schutzes… auf die Entwickelung der Industrie, в Patentblatt, 1881, стр. 66-72. Konigs, Das Patentsystem etc., стр. 89-101. Hon Robert S Taylor, The Epoch-Making Inventions of America, Celebration etc., стр. 121-127.

О. Chanute, The effect of invention upon the railroad and other means of communication, Ibidem, стр. 161-173. С. F. Brackett, The Effect of Invention upon the progress of electrical science, Ibidem, стр. 287-291. C. E. Dutton, The influence of invention upon the implements of munitions of modem warfare, Ibidem, cтp. 293-302. P. Beck von Managetta, Das Osterreichische Patentrechl, Berlin, 1893, cтp. 4. – L. Nolte, “Die wirthschaftliche Bedeutung des Patentschutzes”, в его Reform etc., Tubungen, 1890, I.

[2] Loc. cit., cтp. 86

[3] По утверждению Plummer’a, одни швейные машины в С. Штатах сберегают до 1000 мил. рублей в год – Rosenthal, Das D Patentgesetz etc., Erlangen, 1881, стр. 20

[4] Любопытно восклицание y A Perpigna, Manuel des inventeurs, Paris 1843 “Вот лучший триумф человеческой мысли: из Европы в Америку можно проехать всего в пятнадцать дней”, стр. 114

[5] Loc. cit., стр. 171

[6] V Berard, L’Angleterre et l’Imperialisme, Paris, 1900.

[7] Loc. cit.cтp. 188.

[8] Butterworth, Loc. cit. cтp. 388.

[9] Loc. cit., cтp. 341.

[10] I.L. Ewin, The minor inventions of the Century, в Celebration etc.,cтp. 481-483.

[11] Ср. Inventors manual, New-York, 1889, “Profits from Inventions”, стр. 32-33, J. Fairfax, The value of Patent property, в протоколах Society of Patent Agents, III

[12] Propr. Ind., VIII, стр. 107

[13] Gew. Recht.,I, стр. 246.

Александр Пиленко https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиленко,_Александр_Александрович

Известный российский правовед, доктор международного права, специалист в области патентного и авторского права.

You May Also Like

More From Author