Начало течения давности по искам о праве залога

Иск о продаже заложенного имения для удовлетворения залогодателя начинает погашаться давностью, со дня, в который обязательство, обеспеченное залогом, должно было быть выполнено или в который не уплачены следовавшие верителю проценты. Так как иск по залогу есть вещный иск, то, по существу своему, он может быть направлен против всякого хозяина заложенного имущества.

Однако в русском праве до сих пор вещный характер права залога весьма мало развит, и во многих законных постановлениях ему приписывается значение лишь характера личного обязательства. Вещный характер права залога проявляется лишь в постановлениях о закладном праве кредитных установлений.

Х т., ч. 1, прил. к ст. 694: Переход имения, заложенного в кредитном установлении, от одного владельца к другому вследствие давности, не ослабляет прав кредитного установления, которое, в случае неплатежа долга или просрочки, обращается к заложенному имению, в чем бы владении оно ни находилось, но такое право кредитного установления не может служить должнику к восстановлению собственного его права, если бы оно было утрачено с его стороны пропущением давности в отношении к постороннему лицу.

Уже по этой статье можно судить, как мало развит в русском праве вещный характер закладного права. Если бы этот характер стоял прочно, то вся эта статья была бы излишней: правило, выраженное в ней, само собой следовало бы из вещного характера закладного права.

Из образа выражения этой статьи следовало бы заключить, что в подобном случае закладное право частного лица прекращается переходом заложенного имения из рук одного владельца к другому вследствие давности.

Подобные недоразумения и сомнения будут, без сомнения, навсегда устранены изданием закона о гипотеке, проект которого изготовлен Редакционной Комиссией по составлению гражданского уложения на началах современной науки[1].

Ни из приведенной статьи, ни из других постановлений ныне существующего закладного права нельзя вывести, что право залогопринимателя, хотя бы это и было кредитное установление, не может подвергаться прекращению вследствие погашения иска.

Если, например, должник прекращает платеж процентов или, при наступлении срока, не платит капитала, то этим вызывается иск заимодавца. Этим иском, в первом случае, залогоприниматель постарается принудить к платежу процентов; если он в этом не успеет, равно во втором случае, он может потребовать удовлетворения из залога.

Если же он не предъявит иска в течение 10 лет со дня, по который проценты уплачены, или со дня наступления срока, смотря по тому, что позже, то его закладное право должно прекратиться вместе с погашением иска. В судебной практике нам не случалось встречать дел, в которых разрешались бы подобные дела.

По отношению к кредитным установлениям они не встречаются потому, что кредитные установления не нуждаются в определении суда о продаже: они властны приступить к осуществлению закладного права продажей заложенного имущества без особого судебного решения.

Что по русскому праву залога может прекращаться вследствие погашения давностью иска об осуществлении его, видно из того, что в западных губерниях, где по Литовскому Статуту издавна существовало правило, что закладное право не может прекращаться давностью, при введении 10-летней давности в 1815 году[2] именно постановлено, что, на основании существовавшего тогда еще в них Литовского Статута, право залога не может прекращаться вследствие давности: “что касается до дел по губерниям, от бывшей Польши приобретенным и малороссийским, о имениях, находящихся во владении заставном или в залоге, каковая застава или залог по правам их и прежнему обыкновению продолжается в некоторых губерниях от трех до трех лет, а в других без означения такового трехлетия до тех пор, пока выплатится долг, то одни только эти дела оставляются никакой давности не подлежащими”.


[1] Необходимость издания гипотечного устава создана давно; неоднократно составлялись и проекты, но и теперь еще после трети столетия рассмотрение последнего проекта Редакционной Комиссией еще впереди.

[2] П. С. З. N 25883, п. 5.

Иван Энгельман

Российский правовед, исследователь проблем правовой науки. Ординарный профессор Дерптского университета.

You May Also Like

More From Author