Купля-продажа

Третьим видом обязательств является купля-продажа. Продавать имущество могли только те лица, которым не было запрещено распоряжаться своей собственностью; точно так же покупать имущество могли только те, которые имели право им владеть. Рассматриваемый договор мог заключаться или непосредственно между покупщиком и продавцом, или же посредством уполномоченных (указы 1733 и 1744 гг.).

Само собой разумеется, что продавать можно было только свое имущество. Впрочем, из этого правила существовали некоторые исключения. Так, указом 1730 г., подтвержденным в 1786 г., было запрещено продавать такое имущество, которое могло перейти к продавцу по наследству.

Затем законодательство запрещало продажу имущества, находящегося в опеке, взятого правительством в секвестр или под арест и состоящего под запрещением в письме крепостей.

Из последнего правила существовали также исключения, а именно: законами о государственных и губернских кредитных учреждениях 1772, 1786, 1813, 1824, 1825, 1827 и 1829 гг. дозволялось продавать заложенные в них имения другим лицам, но не иначе, как с согласия этих учреждений и с переводом долга на покупщика, и законами 1808 и 1809 гг. разрешалась продажа имущества, состоящего под запрещением в виде обеспечения какого-либо дохода, получавшегося с него в пользу государственных или общественных заведений, когда упомянутое обеспечение заменялось постоянным и равным доходом с наличного капитала.

Наконец, имущество, для отчуждения которого требовалось разрешение начальства, не могло быть продаваемо без этого разрешения. Логическим следствием из сказанного являлась невозможность продажи имущества, состоящего в пользовании или владении, хотя бы и пожизненном, на которое, следовательно, право собственности принадлежало другому лицу (законы 1803, 1814 и 1817 гг.).

Этим объяснялся тот факт, что продажа имущества общественного, т.е. принадлежащего городу или селению на праве пользования, считалась недействительной (законы 1754, 1766 и 1808 гг.).

При продаже и покупке, кроме необходимых условий, напр., определения продаваемого имущества и его цены, допускались различные произвольные, среди которых одним из первых считалось условие об очистках, т.е. продавец удостоверял покупщика в том, что имущество до этого времени никому не было продано, заложено или каким-либо иным способом укреплено, и принимал на себя обязанность очищать покупщика от всяких на это имущество притязаний с обязательством вознаградить его за убытки, если бы таковые произошли (указы 1701, 1729, 1738, 1809 гг. и др.), кроме условия об очистках, другими произвольными условиями были: об издержках на гербовую бумагу (закон 1827 г.), о переводе долгов и платежей с продавца на покупщика (закон 1827 г.) и т.п.

Продажа недвижимого имущества и крепостных людей без земли обязательно должна была совершаться крепостным порядком, причем акт о продаже назывался купчей крепостью. Форма последней была установлена в 1738 г. На основании ее в состав содержания купчей входило:

1) объявление продавца о продаже имения покупщику, с означением звания, имени, отчества и фамилии того и другого;

2) изложение способа возникновения права собственности на имение со стороны продавца;

3) подробное описание имения;

4) заявление насчет свободы имения от запрещения;

5) цена, за которую имение продано[1].

Кроме того, до указа 1801 г., разрешившего последнему в роде продавать и закладывать свое имущество, что, как известно, было запрещено в 1712 г., в купчей обязательно означалось, что продавец имения не является последним в роде.

Затем, ввиду того, что указом о единонаследии 1714 г. продажа недвижимого имущества разрешалась только в случае нужды, указание на эту последнюю также должно было иметь место в купчей (впрочем, названное правило было уничтожено в 1729 г.).

В первые годы изучаемого периода продолжало существовать клеймение (так называемое пятнание) покупаемых лошадей (наказы воеводам 1697 и 1700 гг.), унаследованное еще от времен Московского государства.

Затем оно вышло из употребления и было заменено явкой и записыванием у сборщиков пошлин каждой купленной или вымененной лошади, что продолжалось до 1777 г., когда названный сбор с лошадей был уничтожен.

Со времени издания регламента Коммерц-коллегии 1724 г. продажа новопостроенных мореходных судов также должна была происходить при соблюдении некоторых особенностей, а именно: каждое подобное судно записывалось в местной таможне, а от местного магистрата или ратуши хозяин судна получал акт с описанием всех обстоятельств, касающихся постройки и качества судна.

В случае продажи судна этот акт передавался покупщику. Указанный порядок продажи судна был подтвержден Уставом купеческого водоходства 1781 г. с тем различием, что акт, называемый крепостью на судно, передавался покупщику с записью у частного маклера.

Для продажи движимого имущества никакого письменного акта не требовалось.

Что касается до исполнения по договору купли-продажи, то оно совершалось путем ввода покупщика во владение имуществом (относительно недвижимостей) или путем передачи ему проданного имущества (относительно движимостей), а также уплатой денег с его стороны продавцу. Вопросом об исполнении рассматриваемого договора занимается Устав о словесном таможенном суде 1727 г., содержа в себе несколько правил по этому поводу, перешедших впоследствии в Свод Законов.


[1] Определение цены всегда предоставлялось обоюдному согласию контрагентов, но по указу 1752 г. с виновных в утайке истинных цен взыскивалась пошлина вдвое. Затем с 1801 г. цены продаваемого недвижимого имущества и крепостных людей должны были означаться не ниже установленных законом.

Василий Латкин

Учёный-юрист, исследователь правовой науки, ординарный профессор Санкт-Петербургского университета.

You May Also Like

More From Author