Родственный союз

Родственным союзом называется круг лиц, связанных взаимностью или общностью происхождения (т.X, ч.1, ст.196). Родственниками являются лица, происходящие или друг от друга или от общего родоначальника. Отсюда обнаруживается, что родство может быть: a) прямое, когда соединяет ряд лиц, происходящих друг от друга – дед, отец, сын, внук, и b) боковое, когда соединяет лиц, не происходящих друг от друга, но имеющих общего родоначальника.

Связь, соединяющая родственников, представляется физиологической, насколько им свойственно единство крови и наследственных черт; она будет нравственной, насколько им присуще сознание общности и взаимной привязанности; она является юридической, насколько закон связывает с родством юридические последствия. Сила родственных связей, имевшая громадное значение в первобытном обществе, когда род составлял политическую единицу, постепенно ослабляется по мере усиления индивидуализма и обособления семьи в тесном значении слова. Большинство юридических последствий родства составляют историческое воспоминание прежнего порядка и в настоящее время мало согласуются со всем общественным бытом.

Каждый человек по отцу принадлежит к одному роду, по матери – к другому. Количество родственных кругов, в которые входит каждый, увеличивается по мере восхождения к родоначальникам. Но с расширением родственного круга ослабляется кровное единство и нравственная связь, а потому и закон признает юридическое значение только за близким родством, но у нас в наследовании участвуют и самые отдаленные родственники (т.X, ч.1, ст.1111).

Близость родства определяется степенями и линиями. Связь одного лица с другим посредством рождения составляет степень. Количество рождений является лучшим мерилом близости родства, потому что чем большим числом рождений отделено известное лицо от источника крови, тем слабее физиологическая связь. Связь степеней, непрерывно продолжающихся, составляет линию. Линии, как мы видели, бывают прямые и боковые. Прямая линия называется восходящей, если она рассматривается от потомков к родоначальникам: внук, сын, отец, дед.

Она называется нисходящей, если внимание обращено по направлению от родоначальников к потомству: дед, отец, сын, внук. Для определения степени родства в прямой линии исчисляется количество необходимых рождений; так, например, между дедом и внуком существует вторая степень родства, так как необходимо было рождение сына (отца) и внука. В боковой линии, по римской системе, определение степени родства производится установлением числа необходимых рождений от данного лица вверх по восходящей линии до общего родоначальника, а потом числа необходимых рождений от этого родоначальника вниз по нисходящей линии до другого родственника.

Так, например, двоюродные братья состоят в четвертой степени родства, потому что от одного из них до общего родоначальника, деда, насчитывается два рождения и от деда до второго брата – два рождения. Напротив, по каноническому счислению, принятому у нас римско-католической церковью, братья состоят в первой степени родства, дядя и племянник – во второй. В настоящее время эта система счисления родства почти всюду отступила перед римской.

Степень, от которой происходят две или более линий, называется в отношении к ним коленом.

Выражением “родной” обозначается родственник в первой боковой линии, например родной брат, родной племянник. Родственник во второй боковой линии называется двоюродным, в третьей – троюродным и т.д. Слову “родной” придается еще и другое значение. Два брата или две сестры называются родными, когда имеют одного отца или одну мать. В противоположность тому, братья и сестры, имеющие общего отца, но разных матерей, называются единокровными; имеющие общую мать, но разных отцов – единоутробными.

Юридическое значение родства заключается в том, что оно дает особые права, возлагает особые обязанности и, наконец, служит в некоторых случаях юридическим препятствием.

1. Так как родственный союз предполагается ближайшим каждому по нравственным связям, то родство дает права, посторонним не принадлежащие. a) Главное право состоит в праве законного наследования родственнику, после которого остается наследство. b) По некоторым законодательствам, престарелые и бедные родственники имеют право на содержание со стороны других. Наше законодательство признает право на содержание только за детьми и родителями. c) Кровным родственникам, которые являются ближайшими наследниками, принадлежит право выкупа проданного чужеродцу родового имения (т.X, ч.1, ст.1355).

Однако дети и внуки при жизни продавца не имеют права выкупа. После же его смерти те и другие допускаются к выкупу до истечения законного срока (3 лет), если имение не выкуплено между тем ближайшими после них родственниками (т.X, ч.1, ст.1356). Когда ближайшие родственники, имеющие право выкупа, не хотят им воспользоваться, то это право они могут передать дальним родственникам через письменное дозволение на выкуп (т.X, ч.1, ст.1357). Из родственников, равно близких к продавцу, каждый имеет право на выкуп всего имения без позволительных писем от прочих, но последние могут выкупить от него следующие им части (т.X, ч.1, ст.1359).

Выкупу подлежит, по мнению Сената, только имение в целом виде, выкуп же отдельной доли из целого проданного имения недопустим, потому что, говорит Сенат, здесь нет возможности вполне вознаградить приобретателя за все им внесенное или подлежащее взносу (кас. реш. 1894, N 58). Для облегчения выкупа родовых земельных имений потомственными дворянами по Закону 25 мая 1899 года крепостные пошлины при таком выкупе не взимаются (т.V, Устав пошлинный, изд. 1903, ст.247, п.1).

2. Родство возлагает обязанности на родственников, чуждые посторонним лицам. a) На Западе родственники обязываются к принятию безвозмездной опеки (Французский кодекс, § 432, Германское уложение, § 1779 п.2 и § 1785). По русскому законодательству опека, во-первых, соединена с вознаграждением, а во-вторых, опека составляет обязанность каждого, кто будет назначен, а не только родственников. b) На родственниках по некоторым западным законодательствам (например, Испанский кодекс, § 143) лежит обязанность содержания членов того же родственного союза. Так, по итальянскому праву (§ 141), как и по швейцарскому (§ 328), братья и сестры обязаны содержать друг друга.

Французский кодекс распространяет эту обязанность даже на близких свойственников, а именно: зять должен доставить содержание тестю и теще (§ 206 и 207). Русское право обязанность содержания возлагает только на родственников в первой степени: на родителей по отношению к детям и на детей по отношению к родителям, не распространяя на боковых родственников и близких свойственников. По толкованию судебной практики, обязанность доставлять содержание и пропитание, как долг личный, вытекающий из нравственного чувства, не может быть распространяема на внуков в отношении деда или бабки (кас. реш. 1887, N 105).

3. Родство составляет препятствие для некоторых юридических действий. a) Близкое родство не допускает возможности брака. b) Родство оказывает влияние на возможность свидетельства на суде, подрывая достоверность показаний. В гражданских делах по отводам противной стороны устраняются от свидетельства родственники в прямой линии без ограничения степеней, а в боковой – первых трех степеней того тяжущегося, который на них ссылается, разве бы свидетельство их относилось к доказательствам прав состояний (Устав гражданский, ст.373 п.1). В уголовных делах не допускаются к свидетельству под присягой родственники потерпевшего по прямой линии, родные его братья и сестры, и другие родственники в третьей и четвертой степенях.

Родственники подсудимого по прямой линии, братья и сестры, могут сами устранять себя от свидетельства, а родственники в боковой линии до третьей степени не допускаются к свидетельству без присяги (Устав уголовный, ст.705 и 707 пп.2 и 3). c) Родственники до четвертой степени не могут быть свидетелями при составлении домашних завещаний, если завещание делается не в пользу прямых наследников (т.X, ч.1, ст.1054 п.2). d) Свидетелями при совершении нотариальных актов, под опасением лишения акта силы нотариального, не могут быть родственники лиц, в пользу которых в самом акте делается какое-либо распоряжение (Положение о нотариальной части, ст.75 и 87 п.3).

Габриэль Шершеневич

Русский юрист, цивилист, профессор Казанского и Московского университетов, депутат I Государственной Думы.

You May Also Like

More From Author