Требуется ли в bona fides в момент сonsumptio?

Источники не занимаются специально этим вопросом. Это кажется Чиляржу (стр. 523) странным, так как consumptio в нашем институте имеет решающее значение. Этим обстоятельством он пользуется для исторических выводов, а с догматической точки зрения он склоняется к утвердительному ответу на поставленный вопрос, хотя его основания отличаются неясностью и неопределенностью:

“:лишь на основании всей природы предоставленной добросовестному владельцу выгоды (Concession) можно заключить, что и consumere должно произойти bona fide!” Вероятно, автор имеет здесь в виду, что так как права добросовестного владельца предоставлены ему как особое преимущество за его добросовестность, то он должен быть достойным снисхождения во все время и, в частности, во время consumptio.

Более твердую почву для решения этого вопроса представляет то обстоятельство, что источники приписывают lucrum потребленных плодов именно добросовестному владельцу, т. е. владельцу, если и пока он добросовестный владелец, только bonae fidei possessor fructus con-sumptos suos facit; что же касается malae fidei possessor, стало быть, и бывшего добросовестным, но переставшего быть таковым владельца, то правила его ответственности иные.

Само собой разумеется, что бывший добросовестный владелец, узнав о своей обязанности возвратить вещь и наличные плоды собственнику, не может произвольно освободиться от обязанности возвратить fr. extantes, превращая последние в fructus consumpti. Следует, впрочем, заметить, что и consumptio, наступившая во время mala fides, освобождает владельца, если она наступила сasu. Вообще, здесь применяются общие начала обязательственных отношений относительно diligentia, ответственности за убытки и т. д.

Лев Петражицкий

Российский и польский учёный, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы.

You May Also Like

More From Author