Прекращение родительской власти

В новых законодательствах, в противоположность римскому праву, родительская власть не считается пожизненною, а прекращается с наступлением совершеннолетия детей, кроме того, на прекращение этой власти имеет влияние установление хозяйственной самостоятельности детей.

В отдельности по законодательствам вопрос разрешается следующим образом. По Общегерманскому уложению родительская власть прекращается: наступлением совершеннолетия дитяти, смертью его, отдачею его в усыновление, объявлением отца умершим вследствие безвестного отсутствия. Кроме того, отец утрачивает права родительской власти, если он приговорен к отбытию наказания в исправительном доме или тюрьме на срок не менее шести месяцев за преступление или умышленный проступок, совершенный против своего дитяти (§§ 1626, 1683, 1679, 1765, 1680). Что касается дочери, вышедшей замуж, то родительская власть отца по отношению к такой дочери уменьшается: попечение о ее личности ограничивается представительством по делам, касающимся прав ее личности (§ 1633).

По прусскому праву прекращение родительской власти нормальным порядком наступает: вследствие совершеннолетия сына, основания им собственного хозяйства, вследствие объявления сына совершеннолетним с согласия отца, вследствие выхода дочери замуж (II, 2 §§ 210, 216, 228).

В чрезвычайных случаях родительская власть прекращается: если отец присужден к заключению в исправительном доме или на десять лет в тюрьму (как лишенный доверия), если он объявлен расточителем, если он самовольно оставил отечество, если он намеренно оставил дитя беспомощным и без призора, если он отдал его в усыновление (§§ 255-258).

По Саксонскому уложению прекращение родительской (отцовской) власти наступает: 1) со смертью отца или дитяти; 2) вследствие усыновления последнего; 3) вследствие заявленного в суде отказа от власти; 4) когда дитя заведет свое отдельное хозяйство, когда дочь выйдет замуж (§§ 1829-1833).

По Австрийскому уложению отцовская власть прекращается вследствие наступления совершеннолетия дитяти, однако же она может быть продолжена и после наступления совершеннолетия, если дитя, вследствие телесных или умственных недостатков, не может заботиться о себе или вести свои дела, если оно сильно задолжало или оказалось виновным в совершении таких проступков, что требует еще надзора отца.

Отец может освободить от власти несовершеннолетнего сына с согласия суда; он может это сделать, дозволивши сыну, достигшему 21 года, завести собственное хозяйство.

Несовершеннолетняя дочь, выйдя замуж, лично освобождается из-под власти отца, но имущество до совершеннолетия находится под его попечительством (§§ 172-175).

По французскому праву родительская власть прекращается вследствие наступления совершеннолетия дитяти или вследствие эмансипации его (ст. 372). Эмансипация наступает в силу закона при вступлении в брак; по воле родителей сын может быть эмансипирован по достижении им 15 лет (ст. 476, 477).

По Итальянскому уложению родительская власть прекращается безусловно вследствие смерти родителей и смерти или совершеннолетия дитяти; относительно (т. е. может быть опять восстановлена) – вследствие эмансипации, вследствие уголовного осуждения родителя, вследствие объявленного безвестного отсутствия его (ст. 220. Gianturco E. Istituzioni di diritto civile italiano. 4 ed. Р. 68).

По Швейцарскому кодексу, если родители не способны осуществлять родительскую власть или сами попали под опеку, или виновны в тяжком злоупотреблении властью или в грубом пренебрежении к своим обязанностям, то подлежащее опекунское учреждение должно лишить их родительской власти (ст. 285).

По нашему законодательству родительская власть пожизненна, почтение к памяти родителей должно продолжаться и по кончине их (ст. 177; конечно, этому последнему закону трудно дать санкцию).

Родительская власть, по Своду, прекращается единственно смертью естественною или лишением всех прав состояния, когда дети не последуют в ссылку за родителями (ст. 178). Таким образом, ни совершенный возраст, ни вступление в брак, ни хозяйственная или служебная независимость дитяти, ни тяжкое преступление родителей (если оно не влечет за собою лишения всех прав состояния), ни очевидная опасность от родительской власти для детей – не поражают этой власти. Здесь сказывается патриархальный взгляд на значение родительского авторитета, но не удовлетворяющий запасам жизни; умалять значение родительской власти, конечно, не следует, но и укреплять ее без нужды и даже во вред детям тоже не следует.

По нашим остзейским законам родительская власть прекращается, кроме смерти родителей и лишения их всех прав состояния (ст. 225, 226), еще в виде наказания родителей: за подкинутие и оставление своих детей, за сводничество дочери и за кровосмешение при вступлении отца или матери во второй брак (ст. 227). При злоупотреблении родительской властью суд может лишать ее (ст. 228). С согласия детей и разрешения суда родители могут отречься от своей власти (ст. 229). По примеру, отчасти, германского права сын, по достижении совершеннолетия, может выйти из-под отеческой власти, обзаведясь своих хозяйством (ст. 231).

В губерниях Черниговской и Полтавской родителям предоставляется отречься от детей в следующих доказанных перед судом случаях: 1) если дети, забыв страх Божий, дерзнули поднять на родителей руку или толкнули их в гнев; 2) когда они по злобе, а не для государственной пользы свидетельствовали против родителей в делах уголовных; 3) если они отказались в уголовном деле взять родителей на поручительство; 4) когда дочь предалась распутной жизни; 5) если они покусились у родителей отнять принадлежащее последним имущество; 6) когда отказали престарелым родителям в необходимом содержании; 7) если они, пользуясь родительским имуществом, не дали им помощи в бедственных обстоятельствах (ст. 167).

Постановления эти позаимствованы из Литовского Статута.

You May Also Like

More From Author