Авторские права

I. Авторское право на литературные произведения. Под этим именем понимается исключительное право автора на воспроизведение и распространение его литературного произведения.

1. Субъектом этого права является автор как создатель литературного произведения, и его правопреемники, наследники, и те, кому автор передал свое право. Личность автора определяется помещением имени на книге, хотя бы в действительности она написана была другим лицом, хотя бы другие лица оказали значительное содействие автору в создании его труда. Сочинение, изданное под псевдонимом или анонимно, за неимением активного субъекта, с точки зрения нашего закона оказывается беззащитным и может быть каждым перепечатываемо, пока истинный автор не раскроет принадлежности ему этой работы.

Литературное произведение может быть продуктом работы нескольких лиц, соавторов, авторское право может перейти к нескольким наследникам. В том и другом случае между несколькими субъектами создается отношение, подобное общей собственности. Постановления нашего законодательства, установленные для нее, должны иметь применение и к соавторству ввиду признания авторского права правом собственности. Так как юридическое лицо не может быть автором, то оно не может приобрести авторского права иначе как по преемству от настоящего автора.

Однако в нашем законодательстве содержится исключение: ученые общества, состоящие при академиях, университетах и других учебных заведениях, пользуются исключительным правом воспроизведения своих трудов, издаваемых от их имени (т.X, ч.1, к ст.420, прил. ст.24). Авторское право присваивается у нас иногда и не авторам; так, первые издатели народных песен, пословиц, сказов и повестей, сохранившихся одним изустным преданием, пользуются такими же правами, как и сочинители новых книг (т.X, ч.1, к ст.420, прил. ст.2).

2. Объектом авторского права является литературное произведение как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе. Отчеты о заседаниях суда, ученых обществ, земств и т.п., не выражающие духовного творчества их составителей, не могут считаться такими объектами. Но степень духовного творчества и объем сочинений не имеют никакого юридического значения. Пока мысль не проявилась вовне, она не может составить объекта авторского права.

Автор поэтому не вправе требовать, чтобы его взгляды или открытия не были опубликованы, если они случайно стали известны вследствие его собственной несдержанности или нескромности близких ему лиц. Необходимо, чтобы мысль получила внешнюю форму, которая и подлежит защите. Объектом авторского права являются книги, статьи в журналах, литературные письма (тогда как частные письма, хотя бы наиболее известных писателей, как не предназначенные к обращению в обществе, не составляют такого объекта), профессорские лекции, речи, рефераты, проповеди.

Защита словесных произведений со стороны нашего закона распространяется так далеко, что без согласия оратора газеты не вправе воспроизвести целиком ни одной речи (т.X ч.1 к ст.420, прил. ст.13 п.3). Объектом авторского права может быть также перевод чужого сочинения (т.X, ч.1 к ст.420, прил. ст.1). С другой стороны, по взгляду нашего законодательства, в содержание авторского права на литературное произведение не входит право на запрещение другим перевода.

Таким образом, не только сочинения иностранных писателей, ввиду отсутствия каких-либо конвенций по этому вопросу, могут быть свободно переводимы без согласия авторов, но даже сочинения русских авторов подлежат свободному переводу в России с одного языка на другой (т.X, ч.1, к ст.420 прил. ст.18; кас. реш. 1891, N 13). Когда литературное произведение представляет собой драматическое сочинение, то авторское право является в двух видах: a) право исключительного воспроизведения в печати и распространения, b) право исключительного допущения к постановке на сцене.

Моментом возникновения авторского права должно признавать не издание сочинения, не напечатание его или произнесение, а облечение мысли в рукописную форму. Действительно, все законодательства охраняют рукопись наравне с напечатанными произведениями. Но наше законодательство не защищает рукописи, а потому у нас моментом возникновения авторского права надо считать воспроизведение сочинения в печати или в иной форме тиснения, или же произнесение его (contra кас. реш. 1892, N 107).

Как имущественное право, авторское право подлежит отчуждению со стороны автора. Переход авторского права происходит по законному наследованию, по завещанию, по договору. После смерти автора наследники его или частные преемники могут осуществлять свое право, по нашему законодательству, в течение 50 лет с этого момента, а если сочинение издано ими после смерти автора, то с момента издания (т.X, ч.1, ст.1085). Для перехода авторского права от одного лица к другому законом установлена обязательность нотариальной формы (т.X, ч.1 к ст.420, прил. ст.4). Несоблюдение формы может повлечь непризнание сделки со стороны наследников, не говоря уже о том случае, когда бы автор передавал свое право двум лицам: одному – по домашнему акту, а другому – по нотариальному.

Несмотря на свой имущественный характер, авторское право, установленное законом в обеспечение материального существования автора, не подлежит взысканию за долги последнего. Предметом взыскания могут быть только книги, отпечатанные, и притом обращенные уже в продажу, рукописи же вовсе не подлежат принудительному отчуждению. Приобретение с публичного торга сочинений дает приобретателю только право собственности на книги как на вещи, но не авторское право на сочинение (Устав гражданский, ст.1040 и 1041).

Распространение литературного произведения, с этой целью воспроизведенного полностью или в значительной части лицом, которое не имеет авторского права и не получило разрешения на то со стороны автора или его преемника, называется контрафакцией и составляет уголовное преступление. Однако не запрещается помещение в хрестоматиях статей или отрывков из других сочинений, хотя бы и более печатного листа (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.14).

II. Право на периодические издания. На авторском праве основано другое исключительное право, приобретшее в последнее время большое практическое значение, – это право на периодические или, как выражается наш закон, на повременные издания. Под этим названием понимаются: 1) газеты и журналы, выходящие в свет отдельными номерами, листами или книжками, 2) сборники или собрания новых, оригинальных или переводных сочинений или статей разных писателей, издаваемые под одним общим заглавием более двух раз в году (Устав о цензуре и печати, ст.114).

Каждый желающий выпускать в свет новое повременное издание в одном из городов Империи обязан, согласно Правилам 24 ноября 1905 года, подать местному губернатору или градоначальнику, по принадлежности, заявление, содержащее в себе означение: а) города, в котором издание будет выходить; б) наименования издания, его программы, сроков выхода его в свет и подписной цены; в)имени, отчества, фамилии и места жительства издателя и ответственного редактора, если издатель не принимает этой обязанности на себя; г) типографии, в которой издание будет печататься.

Не позднее двух недель со дня подачи заявления губернатор или градоначальник обязан выдать лицу, желающему выпускать в свет новое повременное издание, свидетельство в двух экземплярах с обозначением в нем всех указанных выше сведений. Один экземпляр свидетельства передается издателем для хранения в типографию. Без такового свидетельства ни одна типография не вправе приступать к набору и печатанию повременного издания. Повременное издание, при самом возникновении его, получает особое название, которое рассматривается как фирма предприятия.

Возникшее газетное или журнальное предприятие составляет имущественное право издателя, способно быть предметом возмездных или безвозмездных сделок (кас. реш. 1868, N 552). Переход права издания от одного лица к другому совершался прежде независимо от министерства, которое только уведомлялось о совершившемся изменении издателя, без права оказать препятствие сделке. Затем, в 1897 году (Собрание узаконений и расп. прав. 1897, N 43, ст.585) Высочайше утверждено положением Комитета министров было определено, что передача периодических изданий от одного издателя к другому допустима не иначе как с разрешения министра внутренних дел. Положением Комитета министров, Высочайше утвержденным 21 января 1905 г., восстановлен был прежний порядок передачи изданий.

Между тем право издателя на газету или журнал, с точки зрения современной связи с авторским правом, является не первоначальным, а производным правом, обусловливается авторским правом редактора на издание, которому он придал литературную форму. Сам издатель, нередко вовсе не участвующий личным трудом, ограничивающийся доставлением материальных средств, не может в лице своем приобрести исключительного авторского права. В действительности это право всегда принадлежит издателю, а не редактору, но только вследствие договора между этими лицами, хотя бы и безмолвного.

Право издателя, основанное на праве редактора, распространяется на газету или журнал в его целом виде, какой придан им трудом редактора. Поэтому издатель имеет право повторять номер бесконечное число раз, не обязываясь соответственно вознаграждать сотрудников. Право издателя на газету или журнал в его целом составе не исключает авторского права сотрудников на помещенные там статьи, которые они могут издавать отдельно или в собрании своих сочинений (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.8). Согласно с этим преследование за перепечатку отдельных статей из газет или журналов составляет право автора их, а не издателя.

Однако и последний имеет право считать нарушением своего права перепечатку тех отделов издания, которые не связаны с именем автора, а составляют принадлежность издания: передовые статьи, специальные телеграммы, корреспонденции, хроники, отчеты, внутреннее и иностранное обозрение. Закон наш считает нарушением прав издателя, когда другое издание под каким-либо предлогом, перепечатывает постоянно и целиком мелкие статьи, хотя бы они занимали и менее печатного листа (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.13, п.4).

Право на повременное издание может иметь не одного, а нескольких активных субъектов вследствие договора или наследования. Так как право на издание основано на авторском праве и так как авторское право закон считает правом собственности, то к данному случаю общего права должны быть применены правила об общей собственности. Назначение редактора и устранение назначенного возможно только с общего согласия соучастников.

Всякое издание, уже выходившее в свет, но по каким-либо соображениям не появлявшееся в течение года, считается прекратившимся, и на возобновление его требуется новое разрешение (Устав цензурный, ст.121). Хотя и основанное на авторском праве, право на повременные издания не прекращается по истечении 50 лет со времени смерти первого издателя-основателя, потому что в лице издателя-преемника право издания не продолжается, но снова возникает по случаю каждого вновь выходящего номера.

III. Авторское право на художественные произведения. К числу авторских прав относится также право на художественные произведения. Оно состоит в исключительном праве повторять и размножать оригинальное художественное произведение всеми возможными способами, тому или другому искусству свойственными (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.28). Сущность права заключается не в праве собственности на произведение как вещь, но в праве повторять созданную форму.

Субъектом этого права является художник, мысли и искусству которого обязано произведение своим существованием, все равно, будет ли то живописец, скульптор, архитектор или гравер, медальер и другими отраслями изящных искусств занимающийся. Закон наш и в этом случае признает возможность для юридических лиц быть субъектами художественного права (т.X, ч.1 к ст.420 ст.28, прим.). Объектом права является форма произведения, которая может состоять в расположении фигур на картине, в позе статуи, в плане или фасаде дома.

Возникновение права на художественное произведение, по нашему законодательству, обусловливается не только созданием формы, но и соблюдением некоторых мер регистрации. Художник – автор обязан предъявить свое произведение у нотариуса или пригласить его для осмотра на дом, а затем, на основании полученного от нотариуса удостоверения, известить Императорскую академию художеств, которая публикует о том в “Ведомостях” (т.X, ч.1, ст.420 прил. ст.29). Соблюдение этого сложного порядка представляется весьма затруднительным, а между тем из смысла постановления закона можно заключить, что только при соблюдении указанного порядка возникает право.

Возникшее в лице художника право способно к переходу по договору, завещанию или законному наследованию. Сделки об отчуждении права на художественные произведения совершаются нотариальным порядком (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.30). Однако в некоторых случаях художник не имеет исключительного права на созданное им произведение искусства, а именно, когда работа была выполнена по заказу. В силу этого договора художник заранее отказывается от своих прав на форму в пользу заказчика. Это относится не только к портретам или гипсовым снимкам, но ко всяким вообще произведениям, если мысль была дана заказчиком (т.X, ч.1 к ст.420, прил. ст.31, 32).

Это, впрочем, не значит, что последний приобрел право размножения и распространения принадлежащего ему художественного произведения, но только что право художника стесняется в своем осуществлении. Он все-таки сохраняет право запрещать всем другим повторять его форму, с согласия заказчика он сам может издавать и размножать свое произведение, наконец, даже помимо согласия заказчика закон дает ему право, при издании в совокупности своих творений, например в гравюрах, планах, повторить свою работу, но только без права продажи в отдельности (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.33).

Нарушения права на художественные произведения могут произойти двояким образом: а) всякое повторение, для денежных выгод, художественного произведения в целом его составе, без формального согласия лица, имеющего на него исключительное право, называется контрафакцией, или противозаконным копированием (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.36). Контрафакцией будет, например, срисовывание картины, бывшей на выставке, для помещения ее в журнале, изображение статуи на медали, построение здания по чужому плану или фасаду.

Однако наш закон не считает контрафакцией тот случай, когда произведение живописи изображается посредством скульптуры, и наоборот (там же, ст.39); в)повторение отдельных частей из чужого художественного произведения в своем произведении называется плагиатом, или противозаконным заимствованием (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.38). Плагиатом будет, например, выбор из чужой картины групп, фигур, головы, пейзажа, морского вида и помещение их в своей картине с соблюдением того же рисунка и освещения.

Право на художественные произведения прекращается по истечении 50 лет со времени смерти художника (т.X, ч.1, ст.1185).

IV. Авторское право на музыкальные произведения. Сущность этого права состоит: а) в исключительной возможности издания музыкальных произведений в печати и в) в праве разрешать публичное их исполнение.

Субъектом рассматриваемого права является композитор, которому принадлежит музыкальная мысль и который облек ее во внешнюю форму, хотя бы и не переложил на ноты, а только исполнил. Объектом права является известная последовательность и сочетание звуков, составляющие в совокупности цельное музыкальное произведение, которое является продуктом творчества музыкальной мысли композитора (кас. реш. 1890, N 130). Для возникновения этого вида исключительных прав закон не устанавливает каких-либо условий регистрации, поэтому право должно считаться возникшим с момента облечения музыкальной мысли в сочетание звуков.

Нарушение права на музыкальные произведения может представляться в различных видах:

а) полное воспроизведение в печати чужого музыкального произведения, все равно, с печатных нот, или с рукописи, или на память, при музыкальном исполнении, составит контрафакцию (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.42). Сюда же относятся случаи переложения музыкального сочинения на другие инструменты или с полного оркестра на один какой-либо инструмент, извлечений из чужих музыкальных сочинений в собрание разных пьес, так называемое попурри.

b) Частное заимствование чужих музыкальных выражений мысли в свое сочинение представляет плагиат. Заимствование из чужого музыкального произведения признается позволительным только тогда, когда уклонения от идеи или формы оригинала так значительны и многочисленны, что такое произведение можно считать новым сочинением (т.X, ч.1, к ст.420 прил. ст.44). Никаких заимствований для музыкальной хрестоматии закон не допускает, подобно тому как он допустил для литературных хрестоматий (contra Указ Уголовного кассационного департамента, 1897, N 30).

c) Публичное исполнение чужих музыкальных произведений составляет нарушение прав композитора, если пьесы не были еще изданы. В противном случае каждый может исполнять их в концерте, театре или ином месте. Однако оперы и оратории, хотя бы и изданные, не могут быть исполняемы перед публикой без согласия композиторов (т.X, ч.1, к ст.430, прил. ст.43). В этом отношении эти виды музыкальных сочинений приравниваются к драматическим произведениям.

Право на музыкальные произведения, как и на литературные и на художественные, прекращается с истечением 50 лет со дня смерти композитора или со времени издания произведения, если оно было издано по смерти его (т.X, ч.1, ст.1185).

Габриэль Шершеневич

Русский юрист, цивилист, профессор Казанского и Московского университетов, депутат I Государственной Думы.

You May Also Like

More From Author