Общее понятие о семейном праве

Семейное право есть совокупность юридических норм, регулирующих отношения членов семьи.

Семья есть группа лиц, связанных браком или родством, живущих совместно друг с другом.

Семья, прежде чем достичь современного состояния, должна была пройти известные стадии развития. О ходе этого развития существует разногласие между учеными (социологами). Согласно господствовавшему до недавнего времени мнению, опирающемуся преимущественно на свидетельства древних писателей о семейном быте римлян и германцев, первоначальным типом семьи была семья патриархальная, основанная на подчинении членов семьи неограниченной власти домовладыки.

С 60-х годов прошлого столетия, с расширением социологических знаний вопрос о первобытной семье подвергся усиленной разработке, в результате которой появился целый ряд теорий о происхождении семьи и о формах ее развития. Эти теории могут быть сведены к трем главным группам. Первая, старейшая по времени, теория, во главе которой стояли Бахофен, Мак-Леннан и Морган, совсем отрицает существование индивидуального брака в древнейшее время не только в форме моногамической, но и полигамической. Согласно мнению ученых этой школы у предков наших правильного сожития не было, а существовало беспорядочное половое общение: все женщины определенного племени принадлежали всем мужчинам этого племени.

Такое общение называют племенным браком, конечно, несколько злоупотребляя при этом термином “брак”, а семью – стадной, образующей первую ступень эволюционного ее развития. Второй ступенью эта теория считает брак групповой. Племя распадается на группы, связанные кровным материнским родством, причем браки (не индивидуальные и не моногамные) заключаются только между этими группами, а не в пределах каждой из них (экзогамия). Эта вторая стадия развития признается первой последователями другой школы, с Постом и Колером во главе (к ним примыкает и М. М. Ковалевский), отрицающей существование племенного гетеризма. От этой второй стадии – брака группового, школа Бахофена переходит к третьей – браку индивидуальному (сначала полигамному), покоящемуся на патриархальном начале.

В последнее время выступила третья школа (Вестермарк, Старке, Каутский), которая отрицает существование не только брака племенного, но и группового. Первой ступенью развития семьи эта школа считает брак парный, моногамный, хотя и не индивидуальный, причем некоторые из последователей этой школы считают, что и отец входит в состав семьи, другие же усматривают в ней матриархальную основу.

Последняя ступень брака, до которой довела его история – брак моногамный и индивидуальный, развился из семьи патриархальной под влиянием экономических причин (не всякому средства позволяли иметь несколько жен) и религиозных воззрений, отрицавших полигамию.

Это несогласие ученых по самым коренным вопросам о происхождении семьи – лучшее доказательство, что к выводам их надо относиться с большой осторожностью и что наука в этом случае еще не произнесла своего решающего слова.

На теперешнее состояние семейного права у народов христианских возымела весьма сильное влияние христианская религия, для которой семья всегда была предметом особых забот и попечения. Это влияние сказалось как на определении условий заключения и расторжения брака, так и на форме его. В известной мере оно отразилось и на определении взаимных личных отношений между членами семьи.

Современное семейное право развивается при весьма деятельном участии государства, которое, изъявши из рук церкви брачное право, строит его на началах общекультурных, не связанных с вероисповедными различиями, а в других отделах семейного права стремится провести принципы равноправия, покровительства и защиты слабейших членов семейного союза. Неодинаковые задачи законодательной политики, преследуемые теми или другими кодексами, вносят известные различия в начертанные ими нормы семейного права, но в общем у всех культурных народов оно проникнуто одинаковыми началами.

Семейные отношения, сходные с другими отношениями гражданского права – имущественными, вследствие частноправного характера тех и других существенно отличаются от последних следующими чертами: в основание имущественных отношений положены хозяйственно-экономические нужды, основа правоотношений семейных – потребности физической природы и нравственного чувства. Имущественные отношения порождают имущественные права, служащие источником господства над имуществом. Семейные отношения порождают семейные права, ставящие в определенную личную зависимость одного члена семейного союза от другого, и создают определенное юридическое положение (status) для этих членов.

Отношения имущественные и соответствующие им права имущественные легко измеримы. В отношениях семейных мера и счет прав затруднительны в силу особых свойств этих отношений, больше моральных, чем юридических. Отсюда регулирование правом отношений семейных гораздо труднее, чем отношений имущественных. Содержание имущественных отношений свободно: в пределах, указанных законом, они обыкновенно предоставлены личной воле и усмотрению, оттого имущественные права крайне разнообразны. Содержание отношений семейных в большинстве случаев дано самой природой, веления которой право только освещает и приноравливает к потребностям общежития.

Возникновение и прекращение имущественных отношений свободно, возникновение отношений семейных, – иногда свободно (брак), иногда нет (союз родителей и детей), а прекращение поставлено вне усмотрения частной воли; имущественные права отчуждаемы и переносимы на других; семейные не отчуждаемы и связаны с известным лицом; от имущественных отношений можно отказаться, в сфере семейных отношений отречение немыслимо; имущественные отношения доступны для всякого субъекта права, семейные возможны только для физических лиц; имущественные отношения обыкновенно временны, семейные не ограничены во времени.

Наконец, ввиду особой важности отношений семейных для общежития, предписания права, касающиеся их, имеют характер абсолютных, неизменяемых по частному произволу, норм, в противоположность отношениям имущественным, где частная автономия имеет полный простор. Поэтому нормы семейного права заключают в себе в значительной степени элемент публичный, тогда как нормы права имущественного запечатлены характером приватным.

Из отношений семейных – опека менее всего проникнута вышеуказанными особенностями семейного союза, будучи учреждением более публичного, нежели частного права, так как в ней, а равно и в усыновлении, недостает существенного элемента этого союза – физиологической основы.

Семейный союз обнимает три рода отношений: между супругами, между родителями и детьми и между опекунами и подопечными. Регулируемые правом, они создают три института семейного права: брак, союз родителей и детей и опеку.

You May Also Like

More From Author