Система гражданского права

I. Под именем юридической нормы понимается выработанное самой жизнью или установленное законодателем правило, которое регулирует путем принуждения взаимные отношения между гражданами. Совокупность норм или положений, объединенных единством содержания, внутренней связью по предмету определения, составляет юридический институт, как, например, институт опеки, залоговый, брачный.

Совокупность юридических норм или институтов, действующих в пределах известной территории, составляет положительное право данного народа (термин “положительный” выдвигает противоположность между исторически сложившимся порядком и идеальным естественным правом). Классификация институтов представляет собой систему права.

Вопрос о системе права возникает в истории сравнительно поздно. Первоначальные сборники народных обычаев и законов содержат и излагают нормы в хронологическом порядке их появления, так как и самые нормы создаются казуистически, смотря по обстоятельствам, вызвавшим их существование. Эти нормы, вне всякого обобщения, следуют друг за другом в совершенно случайном порядке. Только иногда встречается стремление выдвинуть вперед более важные нормы, каковыми обыкновенно являются в представлении малоразвитого юридического быта нормы процессуальные.

II. Первой научной системой мы обязаны римским юристам: “Omne jus, quo utimur, – говорит Гай, – vel ad personas, vel ad res, vel ad actiones pertinet”, так что система права представляет три отдела: personae, res, actiones “Всякое право, которым мы пользуемся, имеет отношение либо к людям, либо к делам, либо к действиям (лат.)”. В основании этой системы лежит совершенно верная мысль, что все правоотношения возникают и существуют между лицами по поводу вещей, следовательно, система имеет в виду три существенных элемента права: субъект, объект и отношение.

Так как эта система принята была в римских институциях, то она называется обыкновенно римской системой или институционной. Она легла в основание Французского гражданского уложения, а из Франции перешла в другие страны. Той же легальной системы придерживается научная литература Франции, Италии, Бельгии, а также Англии. Римская система страдает важными недостатками, – во-первых, чрезмерной общностью, ослабляющей самое значение классификации, и, во-вторых, педагогическими неудобствами, ввиду полного отсутствия постепенности в раскрытии правовых начал, невозможности последовательно переходить от простых к сложным нормам.

III. Более приближается к требованиям научной классификации германская система, или пандектная, получившая распространение в прошлом столетии, особенно благодаря авторитету Савиньи. Гражданское право делится на четыре группы: 1) вещное, 2) обязательственное, 3) семейное и 4) наследственное; всем им предшествует общая часть, содержащая положения, общие всем четырем группам. Эта система была общепринята в германской юриспруденции при изложении пандектного и германского права.

Здесь же, в Германии, она проникла и в законодательную сферу. Прежде всего она была принята саксонским законодательством и легла в основу гражданского уложения 1863 года. Та же система, как национальная, была принята составителями проектов Германского гражданского уложения 1888 и 1896 гг. с той только разницей, что обязательственное право (Schuldverhaltnisse), без достаточного, впрочем, основания, поставлено ранее вещного.

Германская система имеет несомненные преимущества перед римской. Понятия о субъекте и объекте, как и некоторые другие, составляющие необходимые условия правоотношений, рассматриваются предварительно в общей части. Далее следуют четыре группы гражданских прав в возрастающей сложности. Самый простой отдел системы составляет право, определяющее отношения одного лица к другим по поводу непосредственного обладания и пользования предметами внешнего мира. Обязательственное право, имеющее своим главным содержанием взаимный обмен вещей и услуг, предполагает уже знакомство с вещным правом, потому что многие договоры направлены к установлению вещного права.

Семейное право представляет отношение одного субъекта к другим, не только личное, но и имущественное, следовательно предполагает знание вещного и обязательного права. Наконец, наследственное право, основанное на переходе, по случаю смерти лица, прав на имущество, в состав которого входят вещные и обязательственные права, к лицу, которого право наследования вытекает чаще всего из семейных отношений, предполагает предварительное ознакомление с вещным, обязательственным и семейным правами. Эта постепенность возрастающей сложности, предположение в последующем изложении знакомства с предшествующим, составляет наиболее ценную сторону германской системы.

Но она имеет также слабые стороны, которые несколько уменьшают ее научное значение. Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что германская система рассчитана на то только содержание, которое заключается в пандектах. Между тем жизнь выдвинула немало новых правоотношений, неизвестных римскому праву, которые не находят себе места в германской системе, например, институты авторского, художественного, музыкального права. Современный экономический, главным образом, торговый оборот создал такие институты, как привилегии на промышленные изобретения, права на фирму, на клеймо, на фабричные рисунки и модели. Во-вторых, слабая сторона германской системы заключается в отсутствии общего начала, по которому систематизируются институты.

Если вещное и обязательственное права стоят рядом, вследствие глубокого различия их, как юридических средств, как способов обеспечения интересов, то наследственное право, составляя комбинацию вещных и обязательственных прав, не может стоять на одной доске с ними. Выделение семейного и наследственного прав не основано на том признаке, который взят для различия вещного и обязательственного права. Таким образом, германская система допускает нарушение основных условий научной классификации, которая должна: а) обнимать весь материал, подлежащий изучению данной науки, и б) обладать единством в признаках объединения и различия.

Однако этот научный недостаток не лишает германскую систему ее педагогических достоинств. Поэтому, за отсутствием лучшей системы, а также ввиду учебной цели настоящего руководства, в основу его будет положена именно эта система с некоторым изменением, с включением тех институтов, которые, как было указано, не вошли в нее. Таким образом, все изложение будет разделено на следующие отделы: 1) общая часть, 2) вещное право, 3) исключительное право, 4) обязательственное право, 5) семейное право и 6) наследственное право.

Габриэль Шершеневич

Русский юрист, цивилист, профессор Казанского и Московского университетов, депутат I Государственной Думы.

You May Also Like

More From Author